Основное общее образование: 5-7 классы
Количество часов: 34
УМК: Михайлова Т. В., Карпенко Т. Н. Издательство: АСТ, 2014 г, Кресловская М.
А. Издательство: Эксмо, 2020, Азбука вязания Издательство: ООО "Мода и рукоделие"
Год: 2018
1. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности художественноэстетического направления «В стране рукоделия» 5-7 классы.
Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально
значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок,
раскрывающих отношение к труду,
систему норм и правил межличностного общения,
обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные
сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда,
элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях
и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной
деятельности.
Метапредметными
результатами
изучения
технологии
является
освоение
учащимися
универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и
в реальных жизненных ситуациях.
Личностные и метапредметные результаты
В результате изучения курса будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и
коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя
позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и
познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к
моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами
учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и
вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её
реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение.
В
сфере
познавательных
универсальных
учебных
действий
выпускники
научатся
2
воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать
знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким
спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач. В сфере
коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать
позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с
учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать
предметное содержание и условия деятельности в сообщениях,
важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
1.
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
2.
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
3.
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и
материалов;
4.
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
1.
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой
деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
3.
выраженной познавательной мотивации;
4.
устойчивого интереса к новым способам познания;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
1.
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
2.
планировать свои действия;
3.
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
4.
адекватно воспринимать оценку учителя;
5.
различать способ и результат действия;
6.
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;
7.
выполнять учебные действия в материале, речи, уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
8.
проявлять познавательную инициативу;
9.
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом
материале;
10. преобразовывать практическую задачу в познавательную;
11. самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
3
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся смогут:
1.
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения
поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
2.
контролировать действия партнера;
работ;
Обучающийся получит возможность научиться:
3.
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
4.
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
5.
владеть монологической и диалогической формой речи.
6.
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
1.
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой
задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
2.
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих
задач и представления их результатов;
3.
высказываться в устной и письменной форме;
4.
анализировать объекты, выделять главное;
5.
осуществлять синтез (целое из частей);
6.
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
7.
устанавливать причинно-следственные связи;
8.
строить рассуждения об объекте;
9.
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
10. подводить под понятие;
11. устанавливать аналогии;
4
12. проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и
выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
1.
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской
задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
2.
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
3.
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном
учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе обучающиеся получат возможность:
1.
Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление,
конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
2.
Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для
прикладного творчества;
3.
Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и
областями применения;
4.
Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
5.
Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
6.
Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми
функциями уже известных инструментов;
7.
Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
8.
Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со
сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли,
оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
9.
Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
10. Достичь оптимального для каждого уровня развития;
11. Сформировать систему универсальных учебных действий;
12. Сформировать навыки работы с информацией.
2.Содержание программы дополнительного образования технического направления
«Умелые ручки» 5-7 классы.
Содержание
программы
нацелено
на
активизацию
художественно-эстетической,
познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей,
индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами
деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во
внеурочное время.
1.
Вводное занятие. Знакомство детей с режимом работы, инструментами, материалами,
техникой безопасности.
5
2.
Работа с бумагой и картоном. Теория – первоначальные сведения о свойствах бумаги,
технология изготовления рельефных и объёмных форм. Практика – изготовление аппликаций и
объёмных форм. Знакомство с техникой оригами, модульным оригами. Изготовление объёмных
игрушек и фоторамок.
3.
Работа с текстильными материалами. Теория – первоначальные сведения о тканях.
Технология изготовления поделок. Практика – изготовление салфеток, ковриков.
4.
Работа с пластическими материалами. Знакомство с правилами работы с пластическими
материалами. Правила изготовления поделок из пластических материалов (пластилин, солёное
тесто). Изготовление объёмных поделок и композиций.
5.
Работа с природным материалом (заключает в себе большие возможности сближения
ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования
первых трудовых навыков)
6.
Работа с бросовым материалом (это все то, что можно было без жалости выкинуть, а
можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии).
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие
обучающихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие
определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более
полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием
обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает
заинтересованность
обучающихся.
Поэтому
программой
предусматриваются
тематические
пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка
циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание
образов животного и растительного мира). Система развивающего обучения, ориентирующая на
уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного
материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий повышенной сложности в
режиме дифференциации требований к обучающимся.
Виды учебной деятельности обучающихся:
простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки,
конструкций, их свойств, принципов и приемов их создания;
моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям
использования и области функционирования предмета, техническим условиям);
решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области
поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений,
выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн,
оформление);
6
- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации,
окончательный образ
объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления
изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с
корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита)
процесса и результата работы).
3.Тематическое планирование внеурочной деятельности художественно-эстетического
направления «В стране рукоделия 5-7 классы.
Тема
Вязание, что это такое?
Узоры, схемы, кружева
Вывязывание простейших изделий и украшений
Вывязывание изделий (прихваток) разной формы
Многоцветное вязание
Рельефное вязание и его основные элементы
Узоры с вытянутой петлёй
Ажурное вязание
Вывязывание изделий по желанию ребят
Итого
Количество часов
3
8
1
4
2
4
4
5
3
34
4. Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности художественноэстетического направления «В стране рукоделия» 5-7 классы.
7
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Дата
Тема занятия
план
1 четверть
Вязание, что это такое? (3 часа)
Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности.
История вязания.
Вводное занятие. Разбор схем. Состав пряжи. Схемы,
узоры, разбор выкроек.
Создание шаблона, макета, деталей. Создание готовой
вещи.
Узоры, схемы, кружева (8 часов)
Подготовка пряжи. Выбор крючка. Основные петли и их
обозначение.
Воздушная петля. Цепочка из воздушных петель.
Соединительный столбик. Столбик без накида.
Полустолбик с накидом. Петли для подъёма или
кромочные
2 четверть
Столбик с накидом. Столбик с двумя накидами
Столбик с тремя, четырьмя накидами.
Расчёт петель начального ряда. Способы введения
крючка.
Способы вывязывания полотна. Прибавление и убавление
петель
Вывязывание простейших изделий и украшений (1 час)
Вывязывание украшения для девочек (браслет) или
напульсника для мальчиков.
Вывязывание изделий (прихваток) разной формы (4 часа)
Вывязывание прихватки квадратной формы.
Вывязывание прихватки квадратной формы.
Приёмы вязания столбиками с накидом и без накида.
Вывязывание прихватки круглой формы.
3 четверть
Приёмы вязания столбиками с накидом и без накида.
Вывязывание прихватки круглой формы.
Многоцветное вязание (2 часа)
Многоцветное вязание.
Вывязывание орнаментов.
Рельефное вязание и его основные элементы (4 часа)
Вязка узелками.
Вывязывание узоров с узелками.
Рельефные элементы (бугорки).
Узоры с бугорками.
Узоры с вытянутой петлёй (4 часа)
Узоры с вытянутой петлёй.
Вязание ковриков.
Ворсовый коврик.
Вязание бахромы.
4 четверть
Ажурное вязание (5 часов)
Ажурное вязание. Основные элементы ажурного вязания:
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
снопики, лепестки.
Вяжем лепестки
Вывязывание цветков различной формы.
Вывязывание цветков различной формы.
Вывязывание цветков различной формы.
Вывязывание изделий по желанию ребят (3 часа)
Вывязывание изделий по желанию детей.
Вывязывание изделий по желанию детей.
Итоговое занятие
1
1
1
1
1
1
1
9
10