Пояснительная записка
Курс «Занимательная грамматика» предназначен для учащихся 7 класса в качестве дополнения к урокам русского языка. Современная концепция
преподавания предмета заключается в том, что в нём предлагается объединить теорию языка, орфографические и пунктуационные правила,
развитие речевой культуры, сделав основным объектом рассмотрения на уроке русского языка текст, поскольку именно в тексте происходит
реализация языковых правил. Следует наглядно показать ученику, как каждый языковой уровень (фонетика, лексика, морфология, синтаксис)
помогает создавать и понимать текст. Актуальность курса определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения
грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для работы на повторение, больше времени отводится работе с
текстом, что способствует подготовке школьников к ГИА в 9 классе.
За основу взята программа по русскому языку «Занимательная грамматика» Корбут М. А. Часть тем из «Фонетики и Лексики» оставлены без
изменений, а часть тем добавлены автором. Доработан раздел «Синтаксис».
Программа рассчитана на 17 часов в 7 классе (по 0,5 часа в неделю). Занятия проводятся 1 раз в две недели по 45 минут.
II. Цель и задачи курса.
Цель курса: восстановить с помощью занимательных упражнений и творческих нетрадиционных заданий знания и необходимые предметные
умения школьников 7 класса расширить и закрепить у обучающихся знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод
скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развитие смекалки и сообразительности;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развитие умения пользоваться разнообразными словарями;
обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно
удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут, но много
говорят.
III. Методическое обеспечение программы
Для успешного решения поставленных задач применяются такие формы изложения учебного материала, как беседа с использованием
видеоматериалов, рассказ. Теоретический курс подкрепляется практическими заданиями и творческой практикой. На занятиях активно
используются методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации
учебной деятельности.
Главным принципом программы является связь теории с практикой. С этой целью предусмотрены такие формы практических занятий,
как работа со словом, с книгой, со словарем, составление лингвистических сказок, редактирование предложений, текстов, составление
кроссвордов, ребусов; выборка материала из художественной литературы, его анализ.
IV. Планируемые результаты.
Личностные результаты
эмоциональность - умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать им, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с
этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической
формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы, формулировать «точечный» запрос.