РП курса Осетия-моя история на 2024 - 2025 учебный год

1. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Осетия - моя история» составлена в
соответствии с требованиями историко-культурного стандарта; Федерального
закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 № 287
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования». Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101).
Программа составлена с опорой на следующие основные учебные пособия:
1. Блиев М. М., Бзаров Р. С. История Осетии с древнейших времен до конца XIX
века. Владикавказ: Ир, 2000 г.
2. Кучиев В.Д. История Осетии. XX век. Владикавказ: Ир, 2011 г.
Данная программа рассчитана на изучение истории Осетии в 6–9-х классах
средней общеобразовательной школы и рассчитана на 68 часов изучения: в 6
классе - 22 часа; в 7 классе - 17 часов; в 8 классе - 17 часов, в 9 классе - 12 часов
(0,5 час в неделю).
Элективный курс рекомендуется включить в образовательный процесс во
втором учебном полугодии. При этом возможны два варианта реализации:
1. Включение часов на изучение элективного курса в расписание (1 час в
неделю) с февраля по май 2024 года.
2. Включение часов на изучение элективного курса в расписание (2 часа в
неделю) в апреле-мае месяце учебного года.
Цель учебного курса – формирование систематических знаний по истории
Осетии как неотъемлемой части истории Отечества, воспитание у подрастающего
поколения базовых национальных ценностей, уважения к истории, культуре,
традициям родного края и малой родины, формирование региональной и
гражданской российской идентичности.
Основные задачи учебного курса:
- раскрыть основные этапы и ключевые события истории родного края в ее
неразрывной связи с общероссийской историей;
- способствовать развитию и воспитанию личности учащихся, способных к
самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе
осмысления исторического опыта своего родного края и малой родины, активно
и творчески применяющих исторические знания в учебной и социальной
деятельности;

- показать достижения предшествующих поколений, их вклад в
экономическое, социальное, культурное и духовное развитие малой родины
и России;
- способствовать осмыслению роли Осетии в истории России;
- содействовать формированию интереса учащихся к истории родного
края, к материальным, культурным и духовным ценностям предыдущих
поколений;
- помочь учащимся закреплять умения и навыки самостоятельно
адаптировать и оценивать исторические события и явления,
аргументировать свои суждения, опираясь на знание региональной истории;
- создать условия для приобретения опыта разнообразной деятельности
(коллективной и индивидуальной). Опыта вовлечения в самостоятельную
исследовательскую работу, активного участия в деятельности музеев, в
разнообразных историко-краеведческих проектах;
- содействовать укреплению преемственности и связи поколений на
материалах истории, культуры и духовного богатства родного края.
Результаты освоения элективного курса «Осетия - моя история»:
•
Личностные результаты:
осознание своей региональной, национальной, гражданской, культурной
идентичности;
осмысление
исторического,
культурного,
духовнонравственного опыта предшествующих поколений, способность к
определению своей позиции и ответственному поведению в современном
обществе; освоение традиций, духовно-нравственных ценностей родного края;
понимание исторического, культурного и духовного многообразия мира,
уважение к культуре и традициям прошлых поколений, толерантное
отношение к традициям, духовно-нравственным ценностям других народов
России; готовность к нравственному самосовершенствованию, личностному
саморазвитию.
•
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовать и регулировать свою учебную и
общественную деятельность; владение умениями работать с учебной и
внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять
простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и
обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники
информации, в том числе материалы Интернет-ресурсов; способность решать
творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различной
форме (сообщение, эссе, презентация, реферат); готовность к сотрудничеству
с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного

взаимодействия в шкафе и социальном окружении и др.
•
Предметные результаты:
овладение целостными и систематизированными знаниями об основных
периодах истории Осетии как неразрывной части истории России, об
историческом и духовно-нравственном пути жителей своего родного края;
усвоение понятийно-терминологического аппарата учебного курса,
способность применять его для раскрытия сущности и значения событий и
явлений не только истории Осетии, но и истории России, ее прошлого и
настоящего; приобретение информации о географическом положении и
административном устройстве Осетии, ее национальном и конфессиональном
составе населения, экономическом, общественно- политическом, культурном,
духовном развитии в различные периоды ее истории; готовность применять
исторические и культурологические знания для выявления и сохранения
исторических и культурных памятников своего родного края и других
регионов страны.
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть следующими
знаниями, представлениями, умениями:
знание хронологии, работа с хронологией:
указывать основные периоды истории Осетии, ключевые социальноэкономические процессы, а также даты важнейших событий истории родного
края;
знание исторических фактов, работа с фактами:
-

характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты
важнейших исторических событий в истории Осетии;
группировать (классифицировать) факты родной истории по различным
признакам;
работа с историческими источниками (вещественными, письменными,
устными и т. д.):
-

читать историческую карту, уметь находить на ней местоположение и
границы Осетии;
искать необходимую информацию в разных источниках;
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и
различие;
описание (реконструкция):
-

рассказывать (устно или письменно) об исторических, общественнополитических, социально-экономических и культурных событиях в Осетии, их
участниках;
характеризовать исторические события, факты, явления, основные этапы
истории родного края с древности до современности;
-

на основе текста и иллюстраций учебных пособий, а также
дополнительного материала составлять описание материальных, письменных
объектов, памятников;
анализ, объяснение:
-

раскрывать смысл и значение терминов и понятий, связанных с историей
Осетии, определять в них общее и различия;
излагать суждения о причинах, следствиях и значении исторических
событий истории родного края;
работа с версиями, оценками:
-

приводить оценки исторических событий и личностей, связанных с
историей Осетии, отраженных в учебной литературе;
определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и
личностям родного края;
применение знаний и умений в общении, социальной среде:
-

применять знания учебного курса для раскрытия причин и оценки
сущности современных событий России и мира;
использовать знание истории Осетии в общении со сверстниками и
другими социальными группами в школе и внешкольной жизни как основу для
диалога и формирования коммуникативной среду;
- способствовать сохранению исторических и культурных памятников Осетии.
Ведущие формы работы.
Элективный курс предусматривает как классно-урочную, лекционнопрактическую систему, так и использование личностно-ориентированных
педагогических технологий. На занятиях могут использоваться фронтальная,
групповая и индивидуальная формы организации учебно-познавательной
деятельности обучающихся. Занятия предусматривают проведение экскурсий,
практикумов, семинаров и конференций.
Преобладающие формы текущего контроля знаний учащихся:
•
устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос;
развернутый ответ по заданной теме; устное сообщение по избранной теме,
собеседование; тестирование);
•
письменные виды контроля (выполнение самостоятельной работы,
письменной проверочной работы, творческой работы, подготовка реферата,
доклада);
•
защита проектной работы.
Предусматривается безоценочная система оценивания: по итогам
изучения курса выставляется «зачёт»/ «незачёт».
-

2. Содержание элективного курса «Осетия - моя история»

6 класс
Введение (1 час)
С чего начинается Родина. Зачем нужно изучать историю родного края.
Древняя история Осетии. (3 часа)
Древнейшее население Осетии. Кобанская культура. Каменный век.
Древнекаменный век: древнейшие стоянки; жилища и занятия людей;
произведения искусства. Мезолит на территории края: занятия; орудия труда;
стоянки периода мезолита. Энеолит. Бронзовый век на территории Северной
Осетии. Эпоха средней бронзы. Древнейшее родство современных народов.
Основные понятия: палеолит; мезолит; неолит; энеолит;
История племен кобанской культуры. Поселения и хозяйство. Металлургия.
Военное дело. Религия. Искусство.
Древние арии. Ранняя история иранских племен. Общеиранская религия.
Реформа Заратуштры. Иранские страны Передней и Средней Азии. Иранские
кочевники евразийских степей.
Скифы. Сарматы. Аланы (10 часов)
Скифский мир. Народы скифского мира: европейские скифы, савроматы,
киммерийцы, саки, масагеты и др. кочевое скотоводство. Начало железного
века. Военное дело у скифов. Место скифского мира и древней истории.
Скифы и Кавказ. Складывание союза скифских племен на Предкавказской
равнине. Изгнание киммерийцев. Скифские походы через Кавказ в Переднюю
Азию. Скифы и кобанцы. Значение походов в Переднюю Азию. Место Кавказа
в скифской истории.
Скифская цивилизация. Картина мира и религия. Идеология
общественного устройства, представление о трех социальных функциях.
Образ жизни и материальная культура. Искусство. Обычаи скифов. Скифские
мудрецы. Историческое значение скифской цивилизации.
Европейская Скифия. Население Скифии. Общественное устройство.
Государственное управление и военная организация. Скифо-персидская
война. Соседи скифов. Греческие колонии Причерноморья. Отношения
скифов с соседями. Держава Атея.
Сарматские завоевания. Савроматы-сарматы. Их происхождение, ранняя
история и особенности общественного строя. Хозяйственные занятия и
военные достижения сарматов. Завоевание Скифии. Поздние скифы: Малая
Скифия, Скифское царство в Крыму, Скифы Центрального Кавказа.

Сарматские союзы. Языги и роксоланы, их продвижение на запад и войны с
Римом. Аорсы и сираки, их политическое развитие и внешние связи.
Сарматские племена Кавказа. Хозяйственные занятия, быт и культура
сарматов.
Сарматское общество и военная организация. Общественный строй.
Первые государственные объединения. Организация и состав сарматского
войска. Вооружение и способы ведения боя. Сарматские катафрактарии военное сословие тяжеловооруженных всадников.
Аланы в I-IV вв. «аланы» - новое название скифо-сарматов. Аланское
политическое объединение. Хозяйственные занятия алан. Система поселений,
аланские города. Общественный строй и военная организация. Внешняя
политика и международные связи.
Средневековая Алания (8 часов)
Аланы в эпоху Великого переселения народов. Нашествие гуннов.
Военное дело алан. Аланы в западной Европе, южное и северное аланские
королевства. Вандало-Аланское королевство. Культурное влияние алан на
Западе. Аланы Кавказа и Восточной Европы.
Алания в VI–VIII вв. Население, территория и областное деление.
Поселения и общественное устройство. Внешняя политика Алании:
отношения с кавказскими соседями, Ираном, Византией, Хазарским каганатом
и Арабским халифатом. Алания и Великий Шелковый путь.
Аланская держава в IX–XI вв. Территория и население. Соседи Алании.
Отрасли хозяйства и торговые связи. Города Алании. Общественные
отношения и государственный строй. Международные связи и внешняя
политика Алании.
Алания в XII–XIV вв. Феодальная раздробленность. Ослабление
центральной власти упадок городской жизни. Монголо-татарское нашествие.
Горная и равнинная Алания в золотоордынскую эпоху. Освободительная
борьба. Деятельность Ос-Багатара. Походы Тимура и их последствия.
Культура средневековой Алании. Арийская религия и идеология.
Христианство в Алании. Письменность. Материальная культура. Зодчество.
Изобразительное искусство.
Нартовский эпос Сказания о Нартах-богатырях и героях. Нарты –
поэтическое имя народа. Три нартовских рода. Главные герои эпоса: Урузмаг

и Сатана, Сослан, Батраз, Сырдон, Ацамаз. Сказание о Нартах – великое
произведение народного искусства.
7 класс.
Осетия в XV в. (6 ч.)
Отступление в горы. Горная Осетия: природа и хозяйство. Осетинская
гражданская община. Осетинская демократия. Соседи Осетии.
Общества Осетии XV–XVII вв. (7 ч)
Алагирское общество. Куртатинское общество. Тагаурское общество.
Дигорское общество. Общества Центральной Осетии. Южные общества
Осетии.
Культура Осетии в XV–XVII вв. (4 ч.)
Осетинские традиционные верования. Монотеизм Осетин. Материальная
культура и быт. Стиль жизни и нормы поведения. Народное искусство. Устная
история.
8 класс.
Установление русско-осетинских отношений (5 ч.)
Новое время в истории Осетии. Предпосылки русско-осетинских переговоров.
Осетинское посольство в Петербурге. Русско-осетинские переговоры в
Петербурге. Внешнеполитическое положение Осетии в середине XVIII века
Российская политика по вопросу о присоединении Осетии и переселении
осетин на равнину. (2ч.)
Новые политические инициативы Осетии в 50-60-х гг. XVIII в. Перемены в
политике России. Основание Моздока.
Возрождение христианства. Возникновение письменности и осетинской
школы (4 ч.)
Миссионерская деятельность Осетинской комиссии. Возникновение
письменности
и
осетинской
школы.
Политические
предпосылки
присоединения Осетии к России. Российские геологические экспедиции в
Осетии.
Присоединение Осетии к России (3 ч.)

Окончание русско-турецкой войны и русско-осетинские переговоры.
Переговоры в Моздоке. Начало переселения осетин на предгорную равнину.
Присоединение Дигории к России.
Кавказская линия. Основание крепости Владикавказ (2ч.)
Укрепление южных границ России. Основание крепости Владикавказ.
Возведение русской крепости у осетинского села Дзауг. Укрепление
Владикавказского аула. Ликвидация крепости.
Культура Осетии во второй половине XVIII в (1ч.)
Открытие осетинской государственной школы. Устное народное творчество и
музыкальная культура. Начало научного изучения Осетии.
9 класс.
Осетия в первой половине XIX в (3 ч.)
Переселение с гор на равнину. Территория и население. Общественнополитические перемены в Северной Осетии в начале XIX в. Социальноэкономические преобразования в середине XIX в. Культура Осетии в первой
половине XIX в.
Осетия во второй половине XIX в. (3 ч.)
Осетия накануне российских реформ. Земельная реформа. Промышленный
подъем. Формирование рабочего класса и буржуазии. Культура Осетии во
второй половине XIX в.
Осетия в первой половине XX в. (2 ч.)
Экономическое и социальное положение Осетии в начале XX в.
русско-японской и Первой мировой войнах

Осетины в

Развитие промышленности и сельского хозяйства в Осетии в 20-30хх гг.
(1ч.)
Индустриализация в Осетии.
Колхозное строительство.

Коллективизация

сельского

хозяйства.

Осетия в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (2 ч.)
Битва за Кавказ. Военные действия на территории Осетии. Бои за Моздок и
Эльхотово. Временная оккупация части территории Северной Осетии.
Героическая Оборона Владикавказа. Наступление советских войск в конце

1942- начале 1943г. Партизанское движение. Полное освобождение
Северной Осетии. Герои - земляки на фронтах Великой Отечественной
Войны.
Культура Осетии в XX в. (1ч.)
Культура и общественная мысль Осетии в начале XX в. Наука и культура
Осетии в годы войны. Культурные деятели современности и их вклад в
общероссийскую культуру.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС
№
п/п

1

Наименование разделов и тем программы

Введение

Количество Экскурсии, музеи, памятные места
часов
1

Древняя история Осетии (3 часа)
2

Древнейшее население Осетии (§ 1),

1

Кобанская культура (§ 2).
3

4

1

Происхождение и ранняя история иранских народов (§ 3).

Национальный музей, Коллекция
Кобанская
культура
https://xn-80aaaujekkmhb8etb1i.xn-p1ai/category/kollekcziya-kobanskaya- kultura/

1

Скифы. Сарматы. Аланы. (10 часов)
5

Скифский мир (§ 4).

1

6

Скифы и Кавказ (§ 5).

1

7

Скифская цивилизация (§6).

1

Национальный музей, Коллекция
Скифская
культура
https://xn-80aaaujekkmhb8etb1i.xn-p1ai/category/kollekcziya-skifskaya- kultura/

Национальный музей

8

Скифская цивилизация (§ 7)

1

9

Европейская Скифия (§ 8).

1

10 Сарматское завоевание (§ 9).

1

11 Сарматские союзы (§ 10).

1

12 Сарматское общество и военная организация (§ 11).

1

13 Аланы в I–IV вв. (§ 12).

1

14 Урок - обобщения.

1

https://аланиянацмузей.рф/category/k
ollekcziya-kobanskaya-kultura/

Музей древностей Аланииhttps://interactiveossetia.com/2019/09/04/%d0%bc%d1
%83%d0%b7%d0%b5%d0%b9%d0%b4%d1%80%d0%b5%d0%b2%
d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d0
%b5%d0%b9%d1%81%d0%be%d0%b3%d1%83/

Средневековая Алания. (8 часов)
15 Аланы в эпоху Великого переселения народов (§ 13).

1

Национальный музей РСО-Алания
Коллекция
Аланы
https://xn-80aaaujekkmhb8etb1i.xn-p1ai/category/kollekcziya-alany/

16 Алания в VI–VIII вв. (§ 14).

1

17 Аланская держава в IX–XI вв. (§ 15).

1

18 Алания в XII–XIV вв. (§ 16).

1

Национальный музей РСО-Алания,
Нузальская часовня 14 века,
https://interactiveossetia.com/2019/02/27/селение-4/
горная крепость в селении Дзивгис
https://interactiveossetia.com/2019/04/04/дзивгис/

19 Культура средневековой Алании (§ 17).

1

20- Нартовский эпос
21

2

22 Обобщение изученного

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

22

Национальный музей РСО-Алания,
Зругский храм.
Парк Нартон - Дендрарий

7 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество Экскурсии, музеи, памятные
часов
места

Осетия в XV веке (6 ч.)
Отступление в горы. (§ 18).
1

1
Горная Осетия: природа и хозяйство. (§ 19).

2

3

Национальны музей https://xn-80aaaujekkmhb8etb1i.xn--p1ai/

1

Осетинская гражданская община. (§ 20).

1

Осетинская демократия. (§ 21).

4

Национальный музей РСО-Алания,
этнографический комплекс в
селении Унал.

1

Отдел природы Национального
музея
РСО - Алания, г. Владикавказ, ул.
Ленина, д. 19
+7 (8672) 53-21-92
Ныхас в селении Лац.
Осетинский ныхас в селении Лац.
https://interactiveossetia.com/2019/04/08/%D0%BD%D
0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE%
D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8
%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D1%85%D0%
B0%D1%81/
Действующий ныхас в селении
Дунта (Дымта)

5

Соседи Осетии. (§ 22).

1

6

Урок - обобщения

1

Обзорные экскурсии по городам
Нальчик, Назрань, Магас

Общества Осетии XV–XVII вв. (7 ч)
7

Алагирское общество. (§ 23 с.144-145).

1

Унал-Цамад-Архон
Дагом
(общеосетинский
Урсдон-Донисар
Мизуз-Згид-Нузал

8

Куртатинское общество. (§ 23 с.145-148).

1

Дзивгис (наскальная крепость)Верхний Фиагдон- Лац( ныхас
нартов)- башни Курта и ТагаАланский мужской монастырьКомплекс Цмити-Хилак (Мады
Майрамы дзуар)

9

Тагаурское общество. (§ 24).

1

Башни Курта и Тага-ФазикауДжимара-Ламардон-Даргавс (Башня
Мамсуровых, некрополь город
мертвых) https://xn-80aaaujekkmhb8etb1i.xn-p1ai/category/kollekcziya-dargavskijnekropol Верхний КармадонКобан

суд)-

https://interactiveossetia.com/2019/04/05/%d0%b1%d0
%b0%d1%88%d0%bd%d1%8f%d0%ba%d1%83%d1%80%d1%82%
d0%b0-%d0%b8%d1%82%d0%b0%d0%b3%d0%b0/

10 Дигорское общество. (§ 25).

1

Каньон Ахсинта-Задалеск (дом
Задалески Нана) – Ханаз (замок
Фрегат, комплекс средневековых
построек) - Мацута (Национальный
парк Алания) - Стрелы Нарта
Сослана и склеп Нарта Сослана
Дунта-Камунта-Галиат
https://interactiveossetia.com/2019/03/11/селениегалиат/
https://interactiveossetia.com/2019/03/11/селениезадалеск/
https://interactiveossetia.com/2019/09/03/камунтакъaeмунтae/
https://interactiveossetia.com/2019/03/11/селениемацута/
https://interactiveossetia.com/2019/03/11/селениеханаз/

11 Общества Центральной Осетии. (§ 26).

1

Селение Нар,
«Мемориальный Дом-музей Коста
Хетагурова»
Адрес: Алагирский район, с. Нар, 18
Режим работы: с 10.00 до 18.00
Выходной день: понедельник,
вторник.
Заведующая филиалом Газзаева
Зарина Таймуразовна
https://xn--80aaaujekkmhb8etb1i.xn--

p1ai/filialy/memorialnyj-dom-muzejk-l-hetagurova-v-s-nar/

12 Южные общества Осетии. (§ 27).

1

13 Обобщение изученного

1

Обзорная экскурсия в Республику
Южная Осетия.
Цхинвал-Дзау-Квайса (Козы Цад) Рокский тоннель (по возможности)

Культура Осетии в XV–XVII вв. (4 ч.)
14 Осетинские традиционные верования. Монотеизм осетин.

1

Национальный музей, святилище
Реком, роща Хетага, Мады
Майрамы дзуар.

1

башня Мамсуровых в селении
Даргавс, Комплекс в селении Унал,
Цмити, Галиат.

(§ 28 с.171-174).
15 Материальная культура и быт. Стиль жизни и нормы поведения.
(§ 28 с.174-178).
16 Народное искусство. Устная история. (§ 28 с.178-182).

1

17 Обобщение изученного

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

8 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов

Экскурсии, музеи, памятные
места

Установление русско-осетинских отношений (5 ч.)
1

Новое время в истории Осетии. (§ 29 с. 184–186)

1

2

Предпосылки русско-осетинских переговоров (§ 29 с. 186–187)

1
1

Мемориал Славы - Скульптурная
композиция «Послы у
императрицы», г.Владикавказ, ул.
Красногвардейская

1

Монумент дружбы в городе
Владикавказ.

Осетинское посольство в Петербурге (§ 29 с.187-190)
3

4
5

Русско–осетинские переговоры в Петербурге (§ 30)
Внешнеполитическое положение Осетии в середине XVIII века
(§ 31)

1

Российская политика по вопросу о присоединении Осетии и переселении осетин на равнину (2ч.)
6

Новые политические инициативы Осетии в 50-60-х гг. XVIII в.

1

(§ 32 с.200-202)
7

Перемены в политике России. Основание Моздока.

1

Обзорная экскурсия города
Моздок.
«Моздокский музей краеведения»

(§ 32 с.202-203)

Адрес: Моздокский район, г.
Моздок, ул. Кирова, д.22
Режим работы: ежедневно с 10.00 до
18.00
Выходной день: понедельник

Возрождение христианства. Возникновение письменности и осетинской школы (4 ч.)
8

Миссионерская деятельность Осетинской комиссии.

1

«Музей истории, культуры и
народного образования г. Ардон»,
Адрес: г. Ардон, ул. Ленина, д.118
Режим работы: ежедневно с 10.00 до
18.00
Выходной день: понедельник
Заведующая филиалом Караева
Эльвира Дзамболатовна
«Мемориальный Дом-музей Коста
Хетагурова»
Адрес:
г.
Владикавказ,
ул .
Бутырина/Ботоева, д.19/4
Режим работы: ежедневно с 10.00 до
18.00
Выходной день: понедельник
https://xn--80aaaujekkmhb8etb1i.xn-p1ai/filialy/memorialnyj-dom-muzejk-l-hetagurova/

(§ 33 с.204-207)

9

Возникновение письменности и осетинской школы.
(§ 33 с.206-207)

1

10

Политические предпосылки присоединения Осетии к России.

1

(§ 34)
11

Российские геологические экспедиции в Осетии (§ 35)

1

Присоединение Осетии к России (3 ч.)

12

Окончание русско-турецкой войны и русско-осетинские переговоры
(§ 36 с.216-218)

1

13

Переговоры в Моздоке (§ 36 с.218-220)

1

14

Начало переселения осетин на предгорную равнину. Присоединение 1
Дигории к России.

Этнографический музей
художника Руслана Баграева

(§ 37)

Адрес: Ирафский район, село
Камунта

«Моздокский музей краеведения»
Адрес: Моздокский район, г.
Моздок, ул. Кирова, д.22
Режим работы: ежедневно с 10.00 до
18.00
Выходной день: понедельник

Кавказская линия. Основание крепости Владикавказ (2ч.)
15

Укрепление южных границ России. Основание крепости
Владикавказ. (§ 38с. 225–227)

1

Обзорная
экскурсия
по
Владикавказу
https://interactiveossetia.com/2019/08/14/владикавказ
/

16

Селение Дзауга. Укрепление Владикавказского аула. Ликвидация
крепости (§ 38 с.227-229)

1

Памятник Дзаугу Бугулову,
Владикавказ, пл. Штыба, 2

Культура Осетии во второй половине XVIII в (1ч.)
17

Образование, наука и искусство Осетии во второй половине 18 в.

1

(§ 39)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

Музей осетинской литературы им.
К. Л. Хетагурова
г. Владикавказ, Музейный пер., д. 3
+7 (867) 253-06-78

9 КЛАСС
№
п/
п

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов

Экскурсии, музеи, памятные места

Осетия в первой половине XIX в (3 ч.)
1

2

Переселение с гор на равнину. Территория и
1
население (§ 40)
Общественно-политические перемены в
Северной Осетии в начале XIX в. (§ 41–42)

Социально-экономические преобразования в
3 середине XIX в.
(§ 51–52)

1

«Музей истории города Владикавказа»: Адрес: г. Владикавказ,
ул. Кирова/Революции, д.50/61
Режим работы: ежедневно с 10.00 до 18.00
Выходной день: понедельник
Заведующая филиалом Габоева Елена Руслановна

1

Осетия во второй половине XIX в. (3 ч.)
4 Осетия накануне российских реформ.
Земельная реформа.
(§ 56–57)

1

5

Промышленный подъем. Формирование
рабочего класса и буржуазии (§ 58)

1

6

Культура Осетии в XIX веке (§ 53 и 60)

1

7

Осетия в первой половине XX в. (2 ч.)
Учебное пособие - Кучиев В.Д. История Осетии. XX век
«Историко-Мемориальный дом-музей Г. Цаголова»
Экономическое и социальное положение
1
Осетии в начале XX в.
Адрес: г. Дигора, ул. Василия Акоева, д.35
Режим работы: ежедневно с 10.00 до 18.00
Выходной день: понедельник
Заведующий филиалом Лолаев Батраз Петрович

(Гл. 1, §1 и 7)
8

Мемориальный дом-музей К. Л. Хетагурова г. Владикавказ, ул. Бутырина, д. 19
+7 (8672) 53-62-22
Музей театрального искусства – г.Владикавказ, ул. Горького,
д.30, телефон: 8 (867) 253-59-22

Осетины в русско-японской и Первой мировой 1
войнах
(Гл. 1, §10 и 13)
Развитие промышленности и сельского хозяйства в Осетии в 20-30хх гг. (1ч.)

9

Индустриализация
Осетии.
(Гл. 5, §9 и Гл. 6, §5)

и

коллективизация

в1

Национальный музей РСО-Алания, зал 20 века.
Музейно-выставочный комплекс Адрес: г.Алагир, ул. Алагирская,
д. 117, телефон
+7 (86731) 3-21-00
Часы работы
понедельник – суббота, 10:00-17:00, перерыв 13:00-14:00

Осетия в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (2 ч.)
10 Битва за Кавказ.
территории Осетии.

Военные

действия

на 1

(Гл. 8, §1-3)

Аллея славы,
Монумент «Защитникам Эльхотовских ворот»,
https://interactiveossetia.com/2019/09/03/%d1%8d%d0%bb%d1%8c%d1%85%d0%be
%d1%82%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b5%d0%b2%d0%be%d1%80%d0%be%d1%82%d0%b0/
«Музей «Защитников Суарского ущелья»
Адрес: с. Майрамадаг, ул. Хуцишвили, д.24
Режим работы: ежедневно с 10.00 до 18.00
Выходной день: понедельник
Заведующая филиалом: Кортяева Яна Владимировна
https://xn--80aaaujekkmhb8etb1i.xn--p1ai/filialy/muzej-zashhitnikovsuarskogo-ushhelya-s-majramadag/
Монумент Славы в честь 30-летия сокрушительного разгрома
немецко-фашистских войск под г. Оржоникидзе: г.Владикавказ,
пл. Победы

Обзорная экскурсия по местам боевой славы.
Памятник семи братьям Газдановым. https://interactiveossetia.com/2019/09/03/%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1
%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F
%D0%BC%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%B
D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%BC/
11 Полное освобождение Северной Осетии. Герои 1
- земляки на фронтах Великой Отечественной
Войны. (Гл.8, §4-5)

Мемориальный дом-музей И. А. Плиева
г. Владикавказ, ул. Бородинская, д. 7
музей Военной техники «Барбашово поле»

Музей истории органов внутренних дел Республики Северная
Осетия-Алания
Адрес: г.Владикавказ, ул. Бутырина, д.1,
график работы: вторник - воскресенье - рабочие дни.
Понедельник выходной. Часы работы с 10.00 до 19.00. Перерыв с
14.00 до 15.00. Вход свободный. Справки по телефону 59-65-99

Культура Осетии в XX в. (1ч.)
12 Культура, наука и общественная мысль

1

Осетии в XX в.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

12

Дом Вахтангова – г.Владикавказ, ул. Армянская, д.2, работает
ежедневно, кроме вторника – с 11:00 до 18:00.
Выходной день – вторник.
Художественный музей имени М.С. Туганова – г.Владикавказ,
пр. Мира, д.12,
Часы работы:
четверг 11:00–18:00
пятница 11:00–18:00
суббота 11:00–18:00
воскресенье 11:00–18:00
понедельник 11:00–18:00
вторник 11:00–18:00
Среда-выходной
Телефон: 8 (867) 253-01-82
Директор Алла Джанаева
Дом-музей Махарбека Туганова — Дигорский район, с. ДурДур


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».