РП по родному языку (осет.) для 3-4 классов на 2024-2025 учебный год

ПРОГРАММА
3-4 КЛАССЫ
Пояснительная записка
В начальной школе изучение осетинского языка как второго начинается с 1 класса. Учащиеся данного возраста
характеризуются большой восприимчивостью к изучению языков, что позволяет им овладевать основами общения на
новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.
Рабочая программа предназначена для 3–4 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии
с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
В программе определены цели и содержание обучения осетинскому языку в начальной школе, предложено
тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.
Специфика предмета «Осетинский язык»: (как второй) деятельностный характер и коммуникативная
направленность процесса обучения, взаимосвязь с другими предметными областями – открывает большие возможности
для развития языковой личности младшего школьника, способного к общению на двух государственных языках
республики: русском и осетинском. Изучение русского и осетинского языков, а также иностранного в начальной школе
способствует осознанию учащимися своей принадлежности к определенному лингвоэтносу, к гражданскому обществу
России и к международному сообществу. Школьники учатся общаться в условиях диалога и полилога культур, толерантно
воспринимать проявления различных культур.
Обучение осетинскому языку закладывает основу для формирования универсальных учебных действий. Младшие
школьники осознают смысл и ценность учебной деятельности, учатся овладевать знаниями, самостоятельно работать над
языком, что служит основой для последующего саморазвития и самосовершенствования.
Цели обучения осетинскому языку в начальной школе
Общей целью обучения осетинскому языку в начальных классах является формирование элементарной
коммуникативной компетенции младших школьников на доступном для них уровне в четырех видах речевой
деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Элементарная коммуникативная компетенция – это способность и готовность учащихся осуществлять
межличностное и межкультурное общение на доступном для них уровне в определенных ситуациях и сферах общения.
Изучение осетинского языка младшими школьниками направлено на достижение следующих целей:
учебная: формирование умения общаться на осетинском языке на элементарном уровне с учётом речевых
возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и
письмо) формах;
образовательная: приобщение детей к новому социальному опыту с использованием русского и осетинского
языков: знакомство младших школьников с доступными образцами художественной литературы на осетинском языке,
воспитание дружелюбного отношения к представителям различных национальностей;
развивающие: развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а
также универсальных учебных умений; укрепление учебной мотивации в изучении осетинского языка

воспитательные: воспитание нравственных качеств личности обучающихся, чувства патриотизма, и
разностороннее развитие младшего школьника средствами осетинского языка).
Общая характеристика учебного курса
«Осетинский язык» для учащихся 3–4 классов
Осетинский язык – один из важных предметов в системе подготовки младшего школьника в условиях
поликультурного и многоязычного мира. Наряду с другими предметами образовательной области «Филология» он
формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его воспитанию. Изучение осетинского языка в
начальной школе носит активный характер, что соответствует возрастным особенностям младших школьников.
Деятельностный характер предмета «Осетинский язык (как второй)» соответствует природе младшего школьника,
воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это даёт возможность осуществлять разнообразные связи с
предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметные общеучебные умения и навыки, а также
развивать универсальные учебные действия.
Учитывая поставленные учебные, образовательные, воспитательные и развивающие цели изучения предмета
«Осетинский язык» в начальной школе, могут быть сформулированы задачи его изучения:
формирование представлений об осетинском языке как средстве межличностного и межкультурного общения;
расширение лингвистического кругозора; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных
младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на осетинском языке на элементарном
уровне;
развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в
процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, пения учебных песенок и т.д.;
приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счёт проигрывания на осетинском языке
различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;
духовно-нравственное воспитание школьника, понимание и соблюдение им таких нравственных устоев семьи,
как любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших;
развитие познавательных способностей, овладение умением координиро-ванной работы с разными
компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложениями,
мультимедийными приложениями), умением работать в паре, группе.
Описание места предмета в учебном плане
Согласно учебному плану для образовательных учреждений Республики Северная Осетия-Алания для изучения
осетинского языка как второго на этапе начального образования отводится 3 часа в неделю. 34 учебные недели во 3, 4
классах (102 часа в каждом классе).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Осетинский язык» (как
второй)
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов. В соответствии с требования ФГОС в структуре планируемых результатов отдельными разделами
представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью
учебных предметов.
Личностные результаты
Личностными результатами изучения осетинского языка в начальной школе являются:
общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;
осознание языка как основного средства общения между людьми;
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину и родной край –
Осетию, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального
российского общества;
формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
развитие навыков сотрудничества с одноклассниками;
формирование установки на здоровый образ жизни, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения осетинского языка в начальной школе являются:
развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей
и возможностей младшего школьника;
развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые
средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к
изучению осетинского языка;
овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта
(учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными материалами и т. д.).
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей;
освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, самооценки);
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и
задачами обучения на доступном для младшего школьника уровне;

умение работать в группе и определять общую цель и пути ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметные результаты
Предметными результатами изучения осетинского языка как второго в начальной школе является развитие
коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности, формирование языковых навыков, развитие
социокультурной осведомленности.
Виды речевой деятельности
Выпускник научится:
Речевая компетенция:
Говорение
вести и поддерживать
элементарный диалог: этикетный,
диалог-расспрос (односторонний и
двусторонний), диалог-обмен
мнениями, суждениями), диалогпобуждение к действию (объем
диалогического высказывания – 3-4
реплики с каждой стороны);
кратко описывать и
характеризовать предмет, картинку,
персонаж;
рассказывать о себе, своей
семье, друге, школе, родном крае,
стране и т.п. в пределах тематики
начальной школы (объем
монологического высказывания – 67 фраз).
Аудирование
понимать на слух: речь
учителя по ведению урока, связные
высказывания учителя, построенные на
знакомом материале или содержащие
некоторые незнакомые слова;
выказывания одноклассников;
небольшие тексты и сообщения,
построенные на изученном речевом
материале как при непосредственном
общении, так и при восприятии
аудиозаписи; содержание текста на
уровне значения (уметь отвечать на
вопросы по содержанию текста);
понимать основную
информацию услышанного текста;
извлекать конкретную
информацию из услышанного текста;
понимать детали текста;
вербально или невербально
реагировать на услышанное.
Чтение

владеть техникой чтения, т.е.
научиться читать:
соотносить графический образ
осетинского слова с его звуковым
образом;
с помощью (изученных)
правил чтения и с правильным словесным ударением;
написанные цифрами слова,
обозначающие время, количественные
и порядковые числительные и даты;

с правильным логическим и
фразовым ударением простые
нераспространенные предложения;

Описание учебнометодического и
материально-технического
обеспечения
образовательного процесса
Учебно-методическое и
материально-техническое
обеспечение
образовательного процесса
Рабочая
программа
обеспечивается
компонентами УМК «Дзурæм
æмæ кæсæм иронау» для 3–4
классов.

3 класс
Учебник «Ирон
æвзаг». 3 кълас авторов И.М.
Джибиловой, З.В. Корнаевой.
Рабочие тетрадь
«Кусæн тетрад.» авторов
И.М. Джибиловой, З.В.
Корнаевой.
Книга для учителя,
«Чиныг ахуыргæнæгæн» в
которую входят тематическое
планирование и
методические рекомендации.
Диск-сборник песенок
«Зарæм иронау».
Диск-лингафонный
курс.
Электронный учебник
«Дзурæм æмæ кæсæм иронау.
3 кълас».
4 класс
Учебник «Ирон
æвзаг» 4 кълас, автора Р.А.
Битаровой.
Рабочая тетрадь:
«Кусæн тетрад» автора Р.А.
Битаровой.
Книга для учителя,
«Чиныг ахуыргæнæгæн» в
которую входят тематическое

планирование и
методические рекомендации.
Диск-сборник песенок
«Зарæм иронау».
Диск-лингафонный
курс
Электронный учебник
«Дзурæм æмæ кæсæм иронау.
4 кълас».
Рекомендации по учебнометодическому и
материально-техническому
обеспечению учебного
предмета «Осетинский
язык»
К – комплект
Д – демонстрационный
Наименование объектов и
средств учебнометодического и
материально-технического
обеспечения

Количество

Книгопечатная продукцияция (библиотечный фонд)
Учебники « Ирон æвзаг» для
3–4 классов

К

Федеральный
государственный
образовательный стандарт
начального общего
образования

Д

Рабочая программа по
осетинскому языку

Д

Книги для учителя к УМК
«Дзурæм æмæ кæсæм иронау»
для 3–4 классов

Д

Двуязычные словари

Д

Книгопечатная продукция (для личного пользования
учащихся)
Рабочие тетради к учебникам
«Дзурæм æмæ кæсæм иронау»
для 3–4 классов

К

Печатные пособия
Алфавит (настенная таблица)

Д

Касса букв

Д

Грамматические таблицы

Д

Карты на осетинском языке:
географическая карта
Северной и Южной Осетии,
Географическая карта России

Д

Технические средства обучения и оборудование кабинета
Магнитофон

1

Компьютер

1

Классная доска с набором
приспособлений для
крепления таблиц, плакатов и
картинок

1

Стол учительский

1

Ученические столы 2-местные
с комплектом стульев

К

Мультимедийные средства обучения
СD (аудио и видео)

1
Игры и игрушки

Куклы, мягкие игрушки, мячи
и др.

Д
Д

Настольные игры на
осетинском языке

Список литературы
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования // Вестник образования. – 2010. - № 3.
2.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях.
Часть 2. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – (Серия «Стандарты второго
поколения»).
3.
Джибилова И.М., Корнаева З.В. «Дзурæм æмæ кæсæм иронау». УМК для 3 класса.
4.
Битарова Р.А. «Дзурæм æмæ кæсæм иронау». УМК для 4 класса.
5.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».