РП кружка по математике Математическая шкатулка для 1 класса на 2024- 2025 уч.год .

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления
развития личности «Математическая шкатулка » для 1 класса составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих
занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1год обучения.
Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с
образовательным планом.
Программа предназначена для работы с учащимися 1 класса и рассчитана на 1 год
обучения. Всего 33 часа.

Пояснительная записка.
Рабочая образовательная программа по внеурочной деятельности «Математическая
шкатулка» для 1 класса составлена на основании следующих нормативно- правовых
документов:
•
•

•
•

Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего
образования утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г.
№ 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. №
2357 ;
Устав школы;
Образовательная программа
начального общего образования МБОУ с.
Раздольного, учебный план МБОУ ООУ ООШ с. Раздольного

Содержание курса
На реализацию курса «Математическая шкатулка» в каждом классе
начальной школы отводится: 1 час в неделю. 1 класс – 33 ч. (33 учебные
недели.
1. Вводное занятие . Упражнения на проверку знания нумерации.
Загадки. Вводное занятие. Занимательные задачи на сложение. Названия и
последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа на верхних гранях
выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100.
2. Как предметы можно измерять на глаз . Глазомер. Сравнение
предметов, прямых линий. Понятия «больше», «меньше», «выше», «ниже»,
«уже», «шире». Задача-смекалка. Задача-шутка Игра «Задумай число».
Задача-шутка. Загадки. Игра «Задумай число».
3. Сравнение фигур .Сравнение фигур. Геометрические фигуры. Их
виды. Почему их так назвали: треугольник, четырехугольник, круг, прямая,
ломаная, замкнутая линия, незамкнутая линия, отрезок, луч. Животные из
геометрических фигур. Что такое ребус?

4. Игра «Задумай число» . Игра «Задумай число». Сравнение фигур.
Задачи-смекалки. Задача-смекалка. Загадки. Задачи со спичками.
5. Математическая газета . Подбор интересного материала и
составление математической газеты. Занимательная математика: логические
задачи, задания вычислительного характера.
6. Загадочные слова . Загадочные слова. Ребусы. Задача – шутка.
Заполнение числовых кроссвордов.
7. Весёлые задачки . Условие, вопрос, решение, ответ задачи. Весёлые
задачки. Задачи в стихах на сложение. Задача – шутка. Задача-смекалка.
3адачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом
условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
8. Любимые фигуры . Любимые фигуры. Геометрические фигуры, их
виды, почему их так назвали. Геометрическая мозаика. Пространственные
представления. Понятия «влево», «вправо», «вниз»,»вверх» Маршрут
передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→1↓, указывающие
направление движения. Проведение линии по заданному (алгоритму):
путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута
(рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники
, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром
конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения.
Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и
составление фигур. Поиск заданных фигур в фигурах сложной
конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую
наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте.
Составление (вычерчивание) орнамента.
9. Экскурсия . Экскурсия «Математика в жизни». Где на улице, в
доме, в природе встречаются геометрические фигуры. Где в реальной жизни
нам необходима математика.
10.Викторина . Викторина. Турнир «смекалистых». Занимательные
задачи. Математические ребусы. Математические кроссворды.
11. Равно, больше или меньше? Равно, больше или меньше?
Знаки: «равно», «больше» «меньше». Сравнение чисел и выражений.
Задачи в стихах. Логические упражнения.

12. Весёлые числа . Занимательные задачи.
Составление занимательных задач на сложение и вычитание.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Ориентировка в тексте задачи,
выделение условия и вопроса, данных и чисел (величин). Выбор
необходимой информации, содержащейся в тексте на рисунке или в таблице,
для ответа на заданные вопросы. Логические задачи. Составление
аналогичных задач и заданий. «Веселый счёт» - игра-соревнование; «Не
собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число»,
13. Развитие глазомера . Развитие глазомера. Как предметы нужно
измерять на глаз. Составление ребусов.
Загадки – шутки. «Задумай число».
14. Наши итоги .Загадки, ребусы, весёлые задачи. Математический
КВН. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы
в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное
выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Программа направлена на формирование у школьников мыслительной
деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления,
необходимых образованному человеку для полноценного функционирования
в современном обществе. Особенностью курса является занимательность
предлагаемого материала, использование игровых форм проведения занятий
и элементов соревнования на них. На занятиях кружка в процессе логических
упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять
простейшие
виды
анализа
и
синтеза,
устанавливать
связи
между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей
выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства.
Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют
возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память,
творческое
воображение,
наблюдательность,
последовательность
рассуждений и его доказательность.
Формы занятий младших школьников
очень разнообразны: это
тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования.
Используются
нетрадиционные
и
традиционные
формы:
игрыпутешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе
статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы
газет, плакатов. Преобладающие формы занятий – групповая и
индивидуальная.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные, предметные

Личностными УУД:
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении;
Разнообразных заданий проблемного характера;
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической
деятельности любого человека;
Воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и
нестандартности мышления;
Формирование уважительного отношения к иному мнению;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
Метапредметные УУД:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения
числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы
вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать
собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное
затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные
мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Определять наиболее эффективные способы достижения результата

формирование умения понимать причины успеха, неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха.
Использование знаково-символических средств представления информации
для создания схем решения учебных и практических задач.
Предметные УУД:
Использование приобретённых математических знаний для описания и
объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки
их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта,
измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления
данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения
алгоритмов.
Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре,
исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с
таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять,
анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать
текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной
теме).
Литература
1.Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2011.
2.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс
/сост.Е.В.Языканова.-М.: Издательство «Экзамен», 2012.
3. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/Т.П.Быкова.-4-е
изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.
4. Чернова Л.И. Методика формирования вычислительных умений и навыков
у младших школьников: учебно-методическое пособие для
учителей/Л.И.Чернова.-Магнитогорск: МаГУ, 2007.
5. Узорова О.В. 2500 задач по математике: 1-3 класс: Пособие для начальной
школы/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. –М.: ЗАО «Премьера»: ООО
«Издательство АСТ», 2001.
6. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для
учителя.-«-е изд., перераб. и доп.- М.:Просвещение, 1983.
7. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры
мл.школьников. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1982.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».