РП кружка Выразительное чтение на 2024-2025 учебный год

Пояснительная записка
Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации
образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их
личности, познавательных способностей. Огромно и познавательное значение литературы в школе.
Внеурочная деятельность способствует развитию интереса к предмету, творческих способностей,
повышению качества подготовки учащихся. Но умение читать не приходит само собой. Его надо
развивать умело и последовательно.
Выразительное чтение в условиях школы – это художественное чтение. Художественное чтение
является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово
звучащее. Выразительное чтение предполагает соавторство писателя, поэта и чтеца. Работа в кружке
позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова.
Программа рассчитана на 34 часов, (1 час в неделю) развития речи учащихся .Занятия
включают теоретическую часть, предусматривающую усвоение детьми необходимых знаний, и
практическую часть, предполагающую работу над отдельными произведениями.
Цели:
Обучение учащихся культурной, выразительной речи, позволяющей свободно передавать свои мысли и
чувства;
Формирование познавательных интересов школьников как основы учебной деятельности;
Активное участие в школьных и городских смотрах, конкурсах и других мероприятиях;
Задачи:
-добиваться интонационной выразительности устного высказывания;
-чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими
нормами
-читать наизусть стихотворные и прозаические произведения;
-развивать эмоциональную сферу учащихся, воспитывать их эстетический вкус, интерес к
отечественной литературе.
Ясная и правильная передача мыслей и чувств автора - главная задача выразительного чтени
Предметные:
- дать представление о принципах, приемах обучения выразительному чтению и художественному
рассказыванию;
- дать представление о принципах, приемах обучения выразительному чтению и художественному
рассказыванию;
- ознакомить учащихся с основами техники чтения (дыхание, голос, дикция), отработать некоторые из
правил;
- показать значение и основные приемы исполнительского анализа произведения;
Метапредметные:
- обучать выразительному чтению и рассказыванию произведений различного жанра;
- формировать умение пересказывать произведения разных авторов и создавать рассказы на основе
литературных текстов и по жизненным впечатлениям.
Личностные:
- развитие творческой личности.
В основу программы положены:
- принципы развивающего обучения;
- тематический принцип планирования;
- единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;
- межпредметные связи (русский язык, окружающий мир).
Планируемые результаты обучения.
Предметные:
В процессе изучения курса учащиеся будут иметь возможность научиться:
- основам техники выразительного чтения и рассказывания: правильности дыхания, качеству голоса, дикции;
- логике выразительной речи;
- исполнительскому анализу;
- партитурным знакам;
В процессе овладения знаниями вырабатываются следующие умения учащихся:
- пересказывать текст подробно, кратко, выборочно, творчески, художественно;

- чувствовать тональность художественного текста, интонационно передавать ее;
- читать художественный текст (отчетливая артикуляция, логические ударения, паузы, темп речи и др.);
- делать разметку текста, используя партитурные знаки;
- соотносить характер чтения с жанром произведения и стилем писателя;
- определять исполнительскую задачу;
- мотивированно оценивать собственное и чтение товарищей;
- в художественном рассказе использовать систему изобразительно- выразительных средств языка
произведения.
Метапредметные:
- учащиеся научатся особенностям чтения произведений разных жанров.
Личностные:
- учащиеся получат возможность творчески развиваться.
Приёмы и методы обучения.
Для достижения поставленных целей и задач используются различные формы и методы, которые
способствуют наиболее эффективному усвоению материала.
Знакомство школьников с выразительной речью начинается с рассмотрения речевого аппарата и работы
с ним. Этот этап включает в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику, работу над техникой
речи (дикцией, орфоэпией, голосом).
Следующим этапом работы является логический анализ текста и расстановка логических ударений.
Одновременно делаются упражнения по отработке правильной интонации.
Учащиеся знакомятся со сценической грамотой, с основами искусства актёра (темы «Исполнительские
задачи», «Словесное действие и подтекст»). Важным приёмом является личный пример учителя, речь
которого должна быть ясной, чёткой и выразительной.
Результативность работы кружка
Необходимое условие продуктивной, заинтересованной работы по выразительному чтению —
выступления перед слушателями.
Обучающиеся должны принимать участие во всех школьных (конкурсы чтецов, концерты для учителей
и родителей) и муниципальных мероприятиях творческого характера.
Введение. Для чего нужна речь?
Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, темп, громкость.
Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение
выразительно читать. Скороговорки. Работа со скороговорками. Считалки. Загадки. Мимика и жесты в
устной речи. Живые картинки. Речевые роли. Конкурс любимых стихов. Инсценирование. Конкурс
«литературная гостиная». Богатство речи. Дыхание. Дыхательные упражнения. Как мы говорим.
Дикция. Упражнения для совершенствования навыка выразительного чтения. Интонация.
Регулирование громкости и высоты голоса.
Правила литературного произношения
Лексическое значение слова. Толковый словарь. Многозначные слова. Слова-«родственники».
Синонимы и антонимы. Родственные слова. Точность речи. Монолог и диалог. Сравнения и метафоры.
Переносное значение слова. Ударение
Типы текстов. Тема текста, основная мысль, опорные слова текста.
Развитие навыков чтения будет эффективным, если подобрать текст и понять прочитанное, т.е.
создавать «ситуацию успеха», в системе проводить упражнения на выразительность чтения, начиная с
самых простых и постепенно усложнять их.
Использование различных способов и приемов способствует формированию грамотного беглого
чтения, делает уроки чтения интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий
привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них
и в последующих классах.
Техника речи.
Искусство дыхания
Голос
Дикция
Индивидуальная работа над дикцией учащихся
Конкурс чтецов (любимые стихи)
Правила литературного произношения .

Теоретические сведения о логике чтения.
Орфоэпическое произношение
Тренировочные упражнения
Интонация.
Темп. Ритм.
Эмоционально-образная выразительность
Сопереживание.
Паузы
Чтение по ролям
Конкурс стихов «Русские поэты о русской природе».
Выразительное чтение прозы
Рассказывание
Виды рассказывания
Рассказ близкий к тексту
Рассказ в сокращении
Рассказ с изменением лица рассказчика
Импровизированный рассказ
Рассказывание в детской аудитории
Мимика и жестикуляция
Понятие о мимике и жесте
Особенности чтения басни.
Чтение оды
Баллады
Конкурс чтецов
Формы построения стихотворений
Что такое рифма. Белые стихи. Открытая и закрытая рифмы.
Эхо рифма
Фигурные стихи
Конкурс чтецов
Средства выразительности
Что такое метафора, олицетворение, аллегория
Информационно-методическое обеспечение
1. Н.С. Сухоцкая «В школьном театре», изд. «Дрофа», М.: 2007 год
Б.Т. Панов «Внеклассная работа по литературе», изд-во «Лицей», 2013 год.
А. П. Квятковский. «Школьный поэтический словарь» . Изд-во «Дрофа» М.: 2000 год
Е. И. Фадеева «Лабиринты общения» .Учебно-методическое пособие. Москва 2003 год
В. М. Симонов. Педагогика: Краткий курс лекций - Волгоград 1997 год.
О.В. Кубасова «Выразительное чтение». – М., 2007г.
Литература. 6 кл. Учебн.- хрестоматия для общеобразоват.учреждений. в 2 ч. Под редакцией В.Я.
Коровиной. – 2013.
Литер.: 5-6кл. Учеб.хрест. Авт. Сост. – Ю.В.Лебедев М.: Просвещ.,2002


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».