РП кружка по русскому языку Смысловое чтение для 5 класса на 2024-2025 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Общая характеристика внеурочной деятельности «Смысловое чтение»
Программа по предметной области «Смысловое чтение» для 5 класса образовательных организаций составлена в соответствии с
 требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)
(утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
 требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным,
предметным);
 основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего
образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного
общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. В современном информационном обществе важно научить
школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная
школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро
адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в
расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем
сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к
усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать,
интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации
является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим и обоснованно является
необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого
интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и
пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства,
волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.

Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и
развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.
Цели изучения учебного курса «Смысловое чтение»
 формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении;
 формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем
предметам образовательной программы школы;
 формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом
информационном пространстве.





–
–
–
–
–

Цели курса определяют следующие задачи:
развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности;
вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе
досуговом;
развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов
деятельности;
освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и
инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в
работе с книгой и текстом как единицей информации;
учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на
основе
углубления базовых знаний по теории текста;
использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;
использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;
использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.
Место курса «Смысловое чтение» в учебном плане

Данная программа направлена на изучение курса «Смысловое чтение» в 5 классе. В целях реализации настоящей программы на
изучение курса на уровне основного общего образования отводится 34 часа (1 час в неделю)
Содержание учебного курса «Смысловое чтение»

5 класс (34 ч)
1.Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы речи. Речь книжная и разговорная. Художественный стиль речи.
Изобразительно-выразительные средства. Текст, его основные признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция.
Заголовок текста. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события,
содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений
в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные
признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, симво ла,
таблицы, схемы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники
информации: справочники, словари. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
2.Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста.
Аргументы, подтверждающие вывод. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование
информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. Выступление
перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
3.Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций в тексте. Выражение собственного
мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная
информация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста
с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне
основного общего образования
Личностные результаты
Личностные результаты освоения рабочей программы по смысловому чтению для основного общего образования достигаются в единстве учебной
и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными
в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания
и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения рабочей программы по смысловому чтению для
основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в изучаемых текстах; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; представление о способах противодействия
коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из
литературы; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям,
нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте работы с текстами произведений русской и
зарубежной литературы; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в изучаемых текстах; уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства, в том числе изучаемых текстах; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка
на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе работы с текстами;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и

других, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению
профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении
всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной
среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков
и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе при работе с текстами,
поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской грамотностью и культурой как средством
познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; установка
на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; потребность во взаимодействии в условиях
неопределённости, открытость опыту и знаниям других; в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других; в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение
оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; анализировать и выявлять взаимосвязи

природы, общества и экономики; оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов,
возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на
жизненный и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации; быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

Метапредметные результаты

овладение элементарными навыками работы с книгой, умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать
соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический), элементарными
навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и
понимание прочитанного, на основе умений:

определять главную тему, общую цель или назначение текста;

предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;

находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);

находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и
доказательную и т.п.;

выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и
интерпретацию информации, на основе умений:

понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;

выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании
текста;

объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;

сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);

интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера,
определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной
мысли текста;

задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

прогнозировать содержание текста;

находить скрытую информацию в тексте;


использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и
преобразование информации, на основе умений:

составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;

делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;

приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;

преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы,
рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и
рефлексию, на основе умений:

откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;

оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;

использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и
зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;

оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты:

использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при
совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в
ситуациях моделирования и проектирования;

обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных
предметных областях.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».