Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке на уровне начального
общего образования подготовлена в соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа
2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона „Об образовании в
Российской Федерации” на основе Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 05.07.2021 г. № 64100), Примерной программы воспитания (утверждена решением
ФУМО по общему образованию от 2 июня 2020 г.) и с учётом Концепции преподавания русского
языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к
предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа
ориентирована на сопровождение и поддержку курса литературного чтения, входящего в
образовательную область
«Русский язык и литературное чтение», при этом цели курса литературного чтения на родном
(русском) языке в рамках предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном
(русском) языке». В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной
образовательной программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» курс
направлен на формирование понимания места и роли литературы на родном языке в едином
культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к
поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей; понимания роли
фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, моральноэтического и эстетического пространства субъекта Российской Федерации; на формирование
понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей
народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры,
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования
представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в
систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации. В
основу курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» положена мысль о том, что
русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной
культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему
поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственнуюсвязь прошлого,
настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании младших
школьников.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ
(РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» являются:
— воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку
как существенной части родной культуры;
— включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение
к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа;
— осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за
сохранение русской культуры;
— развитие читательских умений.
Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:
— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества;
— воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа,
введение обучающегося в культурно- языковое пространство своего народа; формирование
у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику историкокультурных, нравственных, эстетических ценностей;
— формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых
для национального русского сознания и отражённых в родной литературе;
— обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на
основе изучения произведений русской литературы;
— формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для
речевого самосовершенствования;
— совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и
специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
— развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных
и письменных высказываний о прочитанном.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ
(РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» составлена на основе
требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объёме 135 часов (33 часа в 1 классе и по
34 часа во 2—4 классах). На изучение инвариантной части программы отводится 118 учебных
часов.
Резерв учебного времени, составляющий 17 учебных часов, отводится на вариативную часть
программы, которая предусматривает изучение произведений, отобранных составителями
рабочих программ для реализации регионального компонента содержания литературного
образования, учитывающего в том числе национальные и этнокультурные особенности народов
Российской Федерации.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ)
ЯЗЫКЕ»
В программе учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» представлено
содержание, изучение которого позволит раскрыть национально-культурную специфику русской
литературы; взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей России, с материальной
и духовной культурой русского народа. Учебный предмет «Литературное чтение на родном
(русском) языке» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иной родной язык и иную
родную литературу, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может
рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературного чтения,
входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Курс предназначен для
расширения литературного и культурного кругозора младших школьников; произведения
фольклора и русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального
чтения младших школьников, позволяют обеспечить знакомство младших школьников с
ключевыми для
национального сознания и русской культуры понятиями. Предложенные младшим школьникам для
чтения и изучения произведения русской литературы отражают разные стороны духовной культуры
русского народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие,
совесть, правда, любовь и др.).
В данной программе специфика курса «Литературное чтение на родном (русском) языке»
реализована благодаря:
а) отбору произведений, в которых отражается русский национальный характер, обычаи,
традиции русского народа, духовные основы русской культуры;
б) вниманию к тем произведениям русских писателей, в которых отражается мир русского
детства: особенности воспитания ребёнка в семье, его взаимоотношений со сверстниками и
взрослыми, особенности восприятия ребёнком окружающего мира;
в) расширенному историко-культурному комментарию к произведениям, созданным во времена,
отстоящие от современности; такой комментарий позволяет современному младшему школьнику
лучше понять особенности истории и культуры народа, а также содержание произведений русской
литературы.
Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке», учебный
предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» тесно связан с предметом «Родной
язык (русский)».
Изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» способствует обогащению
речи школьников, развитию их речевой культуры и коммуникативных умений. Оба курса
объединяет культурно-исторический подход к представлению дидактического материала, на
основе которого выстраиваются проблемно-тематические блоки программы. Каждый из
проблемно-тематических блоков включает сопряжённые с ним ключевые понятия, отражающие
духовную и материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи. Ещё одной
общей чертой обоих курсов является концентрирование их содержания вокруг интересов и
запросов ребёнка младшего школьного возраста, что находит отражение в специфике выбранных
произведений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» в
составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования, сформулированным в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты, представленные по
основным
направлениям воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через
изучение художественных произведений, отражающих историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание
роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в
том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров
из художественных произведений и фольклора;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных
и художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный
и читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием
адекватных языковых средств, для выражения своего состояния и чувств; проявление
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
— сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций, в том числе с опорой на примеры художественных произведений;
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе
в искусстве слова;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной
информации;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся
в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм
речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из художественных произведений), ответственное потребление и
бережноеотношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении
примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в
том числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий;
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к чтению
художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе
круга чтения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у
обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные
действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения
текстов, устанавливать аналогии текстов;
— объединять объекты (тексты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации пословиц,
поговорок, фразеологизмов;
— находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при анализе
текста, самостоятельно выделять учебные операции при анализе текстов;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на
дополнительную информацию;
— устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
собственного высказывания в соответствии с речевой ситуацией;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
подходящий(на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное мини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого смыслового анализа текста; формулировать с
помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного
текстового материала;
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь,
справочник для получения запрашиваемой информации, для
уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в Интернете;
— анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
— понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
результатов работы с текстами.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалоги и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование)в соответствии с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;. оценивать свой вклад в общий
результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых
ошибок и ошибок, связанных с анализом текстов;
— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу
текстов;
— находить ошибку, допущенную при работе с текстами;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным
критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
— осознавать значимость чтения родной русской литературы для
познания себя, мира, национальной истории и культуры;
— владеть элементарными приёмами интерпретации произведений русской
литературы;
— применять опыт чтения произведений русской литературы для
речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста;
— использовать словарь учебника для получения дополнительной
информации о значении слова;
— читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
— ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить
поступки героев с нравственными нормами;
— владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии
метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте -данные средства
художественной выразительности;
— совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух и про себя,
— владеть элементарными приёмами интерпретации художественных и учебных
текстов;
— применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать
собственноемнение ссылками на текст;
— обогащать собственный круг чтения;
— соотносить впечатления от прочитанных и прослушанных произведений с
впечатлениями от других видов искусства.
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
— осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе
изучения произведений русской литературы;
— осознавать родную литературу как национально-культурную ценность народа, как
средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
— давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
— совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские
умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации и
анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
— применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного
текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики
текста в виде пересказа (полного или краткого), пересказывать литературное
произведение от имени одного из действующих лиц;
— пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения
дополнительной информации.
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
— осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для
культурной самоидентификации;
— определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного
текста;
— совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские
умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации,
анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
— применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного
текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики
текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на
основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных
адресатов);
— самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и
обогащать собственный круг чтения;
— пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения
дополнительной информации.
Содержание учебного предмета
«Литературное чтение на родном (русском) языке»
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие
звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте,
определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для
эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической
формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь
внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в
соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами
речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание,
извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и
правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения
необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка
содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух
и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера
по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе
опорных слов.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного
мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения
разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.).
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
(приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при
обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное
монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи
(описание, повествование, рассуждение).
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректированиепорядка
предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов
по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов,
значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение
значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных
словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах,
фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Умение слушать (аудирование): Восприятие на слух звучащей речи (высказывание
собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей
речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение
последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать
вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному
произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью
авторского стиля.
Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся
формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от
слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп
чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение
орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным
выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу
текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание
эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к
выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить
логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про
себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное,
выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её
особенностей.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста:
художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей
создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании
художественных произведении, осознавать сущность поведения героев. Практическое
освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги
по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли
произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их
озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном
обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления
товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и
иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник
необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало
книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание
или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить
аннотацию Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние
показатели книги, её справочно-иллюстративный материал. Типы книг (изданий): книгапроизведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные
издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе
рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное
пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей
художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание
нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации
поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия
«Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на
примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов.
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка
(синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с
использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя),
рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием
художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и
выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка
персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.
Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь.
Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён
героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и
краткий (передача основных мыслей).Подробный пересказ текста (деление текста на части,
определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего
текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов,
озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде
самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего
текста. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика
героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о
герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить
данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных
произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать
(предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами. Понимание заглавия
произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей
учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими
приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей,
определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем.
Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению
текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный
пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение
работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи.
Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и
самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая,
собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому
произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять
доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на
текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения.
Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность),
целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение
построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский
текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически
правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной
мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с
учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача
впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного
искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение
плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств
(синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
1 класс
Мир детства. Я и книги. Не красна книга письмом, красна умом. Я взрослею. Бездруга
в жизни туго. Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный. Я фантазирую и мечтаю.
Необычное в обычном.
Россия - Родина моя. Что мы Родиной зовём. С чего начинается Родина?
О родной природе. Одним костром весь мир согреет. Выше облака ходячего. В синем море
белые гуси.
2 класс
Мир детства. Я и книги. Не торопись отвечать, торопись слушать. Е.Н. Егорова
«Нянины сказки». Т. А. Луговая «Как знаю, как помню, как умею».
Л.К. Чуковская «Памяти детства». «Мой отец Корней Чуковский»
Как аукнется, так и откликнется. Пословицы. Л.И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком».
В.В. Бианки. «Сова». Воля и труд дивные всходы дают. Б. В. Шергин «Плотник думает
топором», Е.А. Пермяк. «Маркел-Самодел и его дети», Кто идет вперед, того страх не берет.
В.В. Голявкин. «Этот мальчик». С.П. Алексеев. «Медаль». Л.Н. Толстой «Отец и сыновья».
М.В. Дружинина «Очень полезный подарок» С.Г. Георгиев «Стрекот кузнечика». В.В.
Голявкин «Мой добрый папа».
Я фантазирую и мечтаю
Мечты, зовущие ввысь… Н.К. Абрамцева «Заветное желание».
Е.В. Григорьева «Мечта». Л.Н. Толстой «Воспоминания».
Россия - родина моя.
Люди земли Русской. В.А. Бахревский «Рябово». М.А. Булатов, В.И. Порудоминский
«Собирал человек слова». М.А. Булатов, В.И. Порудоминский «Собирал человек слова». М.Л.
Яковлев «Сергий Радонежский приходит на помощь». М.Л. Яковлев «Сергий Радонежский
приходит на помощь». И.К. Языкова «Преподобный Сергий Радонежский».
Хорош праздник после трудов праведных. И.С. Шмелев «Масленица». Песни-веснянки.
Л.Ф. Воронкова «Праздник весны». В.А. Жуковский «Жаворонок». А.С. Пушкин «Птичка».
А.А. Коринфский «Август-собериха», «Спожинки». Уж ты нива моя, нивушка. Загадка. И.С.
Никитин «В чистом поле тень шагает».
Минутная краса полей. Л.Ф. Воронкова «Подснежники». Ю.И. Коваль «Фарфоровые
колокольчики». М.С. Пляцковский «Колокольчики».
Поляны муравы одели. В.А. Солоухин «Трава», Е.А. Благинина «Журавушка».
3 класс
Мир детствам.
«Я и мои книги». Пишут не пером, а умом. В. И. Воробьев. «Мой дневник». И. Краева.
Письмо писательное искусство. В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День
рождения»). Т.В. Толстая. Детство Лермонтов. «Я взрослею». Жизнь дана на добрые дела.
Л.Л. Яхнин. «Последняя рубашка». Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй».
Живи по совести.
П. В. Засодимский. «Гришина милостыня». Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон». В.Н. Крупин.
«Сушёная малина».
Пословицы. «Я и моя семья». В дружной семье и в холод тепло.
В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент). А. Л. Решетов.
«Зернышки спелых яблок» (фрагмент). О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку».
«Я фантазирую и мечтаю». В. П. Крапивин. «Зелёная грива». Л. К. Чуковская. «Мой
отец — Корней Чуковский» (фрагмент).
В. П. Крапивин. «Что такое стихия». Г.А. Скребицкий. «Чему научила сказка».
«Россия – Родина моя». Люди земли русской.
Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент). Л.М. Дёмин. «Рассказывает бывалый
человек».
В.А. Бахревский. «Семён Дежнёв». О.М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор». М.В.
Ломоносов. «Вечернее размышление о Божьем величестве».
А.Н. Майков. Ломоносов. Всякая душа празднику рада.
В.А. Никифоров-Волгин. «Серебряная метель». А. И. Куприн. «Пасхальные колокола»
(фрагмент). Е.В. Григорьева. «Радость».
А.А. Коринфский. «Христославы». А.Н. Майков. «Христос Воскрес!»
А.И. Куприн. «Пасхальные колокола». С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).
К.М. Фофанов. «Под напев молитв пасхальных». Неразгаданная тайна — в чащах леса…
И. С. Никитин. «Лес». К. Г. Паустовский. «Клад». Течет, течёт – не вытечет. Загадки.
М. М. Пришвин. «Река». В. П. Астафьев. «Ночь темная тёмная» В.Г. Распутин. «Горные
речки». Шёл седой старик туман
И. П. Токмакова. «Туман».
В.П. Астафьев. «Зорькина песня». Проверочная работа.
4 класс
Мир детства.
Я и книги
Испокон века книга растит человека Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого»
(глава «Книжка с картинками»).
И.А. Гончаров. Фрегат «Паллада» С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука»
С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).
Я взрослею Скромность красит человека Л.Л. Яхнин. Храбрец И. П. Токмакова.
«Разговор татарника и спорыша». Е. В. Клюев. «Шагом марш». Любовь всё побеждает Б. П.
Екимов. «Ночь исцеления». И.А. Мазнин. Летний вечер.
Я и моя семья Такое разное детство К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент).
М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»). Е. Н.
Верейская. Наташа пишет письмо и затем его сжигает («Три девочки» фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю Придуманные миры и страныТ. В. Михеева. «Асино лето»
(фрагмент). В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты).
«Россия Родина- моя»
Родная страна во все времена сынами сильна Люди земли русской Е. В. Мурашова.
«Афанасий Никитин» (глава «Каффа»). К.И. Кунин. За три моря. Путешествие Афанасия
Никитина. Афанасий Никитин. Хождение за три моря. В.А. Гагарин. Мой брат Юрий.Ю.А.
Гагарин. Сто восемь минут
Г.С. Титов. Наш Гагарин
Что мы Родиной зовём Широка страна моя родная А. Д. Дорофеев. «Веретено». Сказ о
валдайских колокольчиках. М.Я. Бородицкая. В гостях у лесника Г.Я. Снегирев. Карликовая
березка. В. Г. Распутин. «Саяны».
О родной природе. Мороз невелик, да стоять не велит. Загадки и пословицы. Морозко.
Отрывок из русской народной сказки. В.Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». Д.Б. Кедрин.
Мороз на стеклах. Н.Н.Асеев. Такой моро. В. Д. Берестов. «Мороз». На небе стукнет, на земле
слышно. Загадки М.М. Зощенко. Гроза. Н.Г. Гарин-Михайловский. Детство Темы. А.А, Блок.
Перед грозой. А.А. Блок. После грозы. Ветер, ветер, ты могуч…Загадки. В.А. Солоухин.
Ветер.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
«Литературное чтение на родном (русском) языке»
Материально-техническое обеспечение:
1. Компьютер
2. Программа «Skype»
3. Сканер
4. Принтер
УМК:
1. Литературное чтение на родном русском языке. 1-4 классы О.М. Александрова, М.И. Кузнецова,
В.Ю. Романова.
Литература для учителя
1. Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов.
Пособия для учащихся
1.
2.
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов.
Портреты поэтов и писателей.
Ресурсное обеспечение программного материала
1.
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений в соответствии с
программой обучения (по возможности).
2.
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
3.
Мультимедийные (цифровые)образовательные ресурсы, соответствующие тематике
программы (по возможности).
4.
iteach.ru – сетевые проекты для начальной школы.
5.
It –n.ru – сеть творческих учителей.
6.
openclass.ru