Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Математическая
шкатулка» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
1. ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О
внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации»;
4. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебновоспитательного процесса» (Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189).
5. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015
г. «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных
организациях» № 81 г. Москва. Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2015 г.
Регистрационный № 40154).
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Математическая шкатулка»
для обучающихся 4 класса разработана на основе:
Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования .
Цель программы: создание условий для интеллектуального развития и развития
математических способностей обучающихся через формирования приёмов мыслительной
деятельности.
В программу кружка « Математическая шкатулка» включены темы функциональной
грамотности .Это темы по основам математической грамотности ( 8 часов ) и финансовой
грамотности.
Основные задачи программы:
- расширить кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- дополнить математические знания в области многозначных чисел;
- содействовать умелому использованию символики;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- формировать приёмы умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, аналогии), умение обдумывать и планировать свои действия.
- научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
- воспитывать интерес к предмету, стремление использовать математические знания в
повседневной жизни.
2. Общая характеристика программы
В основе построения данной программы лежит идея гуманизации математического
образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного
образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности.
В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Курс позволяет
обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый
государственным стандартом математического образования, а также позволяет
осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного
изучения математики. Предметные знания и умения, приобретённые при изучении
математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком
являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших
классах общеобразовательных учреждений.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными
вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной
программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение
математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к
познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и
общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление
развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а
также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному
вопросу. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые
в системе работы кружка, основаны на любознательности детей, которую и следует
поддерживать и направлять.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной
математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов
базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать
развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому
использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Особенности программы «Математическая шкатулка» в том, что в неё включено
большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания
исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический материал,
который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют
развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти,
математической речи, внимания; умению создавать математические проекты,
анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы. Введение заданий
такого характера способствует подготовке учащихся к участию в математических
конкурсах, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх,
основой для участия в различных муниципальных, Всероссийских, дистанционных
интернет-конкурсах.
Основные формы работы
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную форму работы.
Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет
сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Формы занятий:
игры; тесты, виртуальные (заочные) путешествия; конкурсы; олимпиады; математические
праздники; фестивали и проекты.
3. Место программы в учебном плане
Программа по курсу внеурочной деятельности «Математическая шкатулка»
предназначена для обучающихся 4 класса начальной школы, рассчитана на 17 занятий .
Планируемые результаты освоения программы :
В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:
- положительное отношение к учению;
- желание приобретать новые знания;
- способность оценивать свои действия;
В сфере познавательных универсальных учебных действий научатся:
- использовать основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием; решать задачи
различного уровня сложности;
- собирать фигуру из заданных геометрических фигур или частей, преобразовывать,
видоизменять фигуру (предмет) по условию и заданному конечному результату;
- анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звёздочками»;
- устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;
- строить логическую цепь рассуждений;
- выдвигать гипотезы, проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его
существенные и несущественные признаки;
- составлять задачи-шутки, магические квадраты;
- самостоятельно составлять и решать нестандартные задачи, доказывать способ верного
решения;
- владеть способами исследовательской и проектной деятельности;
- успешно выступать на олимпиадах, играх, конкурсах.
В сфере коммуникативных УУД сформируется:
- уважение к товарищам и их мнению;
- понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;
- умение слушать друг друга.
В сфере регулятивных УУД научатся:
- постановке учебных задач занятия;
- оценке своих достижений;
- действовать по плану.