РП кружка по математике В мире чисел и задач для 6 класса на 2024-2025 уч.г.

Пояснительная записка

Пояснительная записка
Программа кружка «Занимательная математика» относится к научнопознавательному направлению реализации внеурочной деятельности в
рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь
мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои
интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими
интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими
за рамки школьной программы, расширить целостное представление о
проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с
логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной
деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и
общему
интеллектуальному
развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и
стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать,
решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации
собственной позиции по определённому вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям
школьников и предоставляет им возможность работать на уровне
повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир
элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант
наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия
математического кружка должны содействовать развитию у детей
математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию
Символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии,
используемые в системе работы кружка должны быть основаны на
любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять.
Данная практика поможет им успешно овладеть не только общеучебными
умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по
предмету, достойно выступать на олимпиадах, участвовать в различных
конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для
эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в
малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим
общим обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться
со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения,
выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное
представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные
навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и
профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических

задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к
познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных
операций и общему интеллектуальному развитию.
Образовательная
деятельность
осуществляется
по
общеобразовательным программам
дополнительного образования
в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей,
состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами
второго поколения (ФГОС).
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных
на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и
воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности
предполагают
уровневую оценку в достижении планируемых результатов одной группы
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются
в рамках
внутренней системы оценки: одноклассниками и педагогом.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения программы, воспитательного результата положены
методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой
О.А.
Цель и задачи программы:
Цель:
Развитие математического образа мышления
Задачи:
 расширить кругозор учащихся в различных областях элементарной
математики;
 расширить математические знания в области многозначных чисел;
 содействовать умелому использованию символики;
 содействовать
правильному
применению
математической
терминологии;
 развитие умения делать доступные выводы и обобщения, обосновывать
собственные мысли;
 привитие навыка самостоятельной работы;
 развитие математической смекалки, эрудиции;
 показать связь математики с жизнью
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы
на их индивидуальные и возрастные особенности. Возрастные рамки: 12 – 13
лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика»
рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа.

Принципы программы:
1. Актуальность Создание условий для повышения мотивации к обучению
математики, стремление развивать интеллектуальные возможности
учащихся.
2. Научность Математика – учебная дисциплина, развивающая умения
логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений,
делать выводы, обобщения.
3. Системность Программа строится от частных примеров (особенности
решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4. Практическая направленность Содержание занятий кружка
направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в
дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии
помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и
других математических играх и конкурсах.
5. Обеспечение мотивации Во-первых, развитие интереса к математике
как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное
усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по
математике.
6. Реалистичность С точки зрения возможности усвоения основного
содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
7. Курс ориентационный Он осуществляет учебно-практическое
знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет
познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки,
расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Формы и режим занятий
Занятия учебных групп проводятся: 1 занятие в неделю по 40 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
 практико-ориентированные учебные занятия;
 творческие мастерские;
 тематические праздники, конкурсы, выставки;
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной
деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с
учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала
или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на мини группы для выполнения
определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам,
конкурса
Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;

-участие в малой математической олимпиаде, международной игре
«Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие мастерские.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностными результатами изучения курса
является формирование
следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические
нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь
на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик
воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний
положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника)
используется
 простое наблюдение,
 проведение математических игр,
 опросники,
 анкетирование
 психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного
внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы
контроля:
 занятия-конкурсы на повторение практических умений,
 занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных
разделов программы),
 самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой),
 участие в математических олимпиадах и конкурсах различного
уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками
в течение учебного года, включающее:
 результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
 активность,
 аккуратность,
 творческий подход к знаниям,
 степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса являются формирование
следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации
потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого
ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода
в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
 игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы,
викторины, составление кроссвордов и др.),
 собеседования (индивидуальное и групповое),
 опросников,
 тестирования,
 проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и
др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они
построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это
позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в
отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу,
моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но
возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать
основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех
проблем, которые ещё предстоит решить
в ходе осуществления
деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком
и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках
накопительной системы, создание мини-портфолио и
отражаются в
индивидуальном образовательном маршруте.
В результате правильно поставленная и систематически проводимая
внеклассная работа должна привести к следующим результатам:
Планируемые результаты.
 Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план
решения, решать задачи, делать выводы.
 Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
 Решать логические задачи.
 Работать в коллективе и самостоятельно.
 Расширить свой математический кругозор.
 Пополнить свои математические знания.
 Научиться работать с дополнительной литературой.
Структура занятия математического кружка:
 Доклад кружковца 5-10 мин. (по истории математики, об ученом –
математике, о развитии современной математики, о математике в жизни
человека и т.д.).
 Решение задач, в том числе и повышенной сложности.
 Решение задач занимательного характера и задач на смекалку.
 Ознакомление с задачами, предполагаемыми на олимпиадах.
 Ответы на разные вопросы учащихся.
Основные формы проведения кружковой работы:
1. Комбинированное тематическое занятие:
 Выступление учителя или кружковца;
 Самостоятельное решение задач по избранной определённой теме;
 Разбор решения задач;
 Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор
математических софизмов, проведение математических игр и
развлечений;
 Ответы на вопросы учащихся;
 Домашнее задание.
 Устные или письменные олимпиады.
2. Заслушивание рефератов учащихся;
3. Коллективный выпуск математической газеты:
4.Решение задач на разные темы.
5. Разбор задач, заданных домой.
6. Изготовление моделей для уроков математики.
7. Сообщение члена кружка о результате, который им получен, о задаче,
которую сам придумал и решил.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».