РП кружка по математике Волшебная математика для 5 класса на 2024-2025 уч.г

Рабочая программа кружка по математике в 5 классе «За страницами учебника1

I. Пояснительная записка
Программа кружка «Занимательная математика» относится к научнопознавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках
ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь
мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные
возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными
вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной
программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение
математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей
к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных
операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление
развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие
задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по
определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников
и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований,
развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной
математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных
вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка
должны содействовать развитию у детей математического образа мышления:
краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению
математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в
системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей,
которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему
успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать
более сложный теоретический материал, достойно выступать на олимпиадах и
участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для
эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых
группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим
обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими
интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за
рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме
данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют
дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в
обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением
закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать
развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

2

Деятельность обучающихся осуществляется в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и
психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС):
1.Определение видов
организации деятельности учащихся, направленных на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры
и воспитательные результаты.
3.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней
системы оценки: педагогом, администрацией.
4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения программы, воспитательного результата положены методики,
предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
Цель:
-развитие математического образа мышления обучающихся
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики
- содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умение отвлекаться от всех качественных сторон и явлений,
сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения.
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 5 классе
рассчитана на один год обучения, 35 учебных часа с периодичностью 1 раза в
неделю.
Принципы программы:
1.Актуальность- Создание условий для повышения мотивации к обучению
математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2.Научность- Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически
мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы,
обобщения.
3.Системность- Программа строится от частных примеров (особенности решения
отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность- Содержание занятий кружка направлено на
освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе,
на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам
принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических
играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации- Во-первых, развитие интереса к математике как науке
физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного
материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся:
1 раз в неделю по 40 минут.
3

Основными формами образовательного процесса являются:

практико-ориентированные занятия; внеурочной деятельности

творческие мастерские;

тематические праздники, конкурсы, выставки;

семейные гостиные.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной
деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом
его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или
отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной
работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам,
конкурсам).
Основные виды деятельности обучающихся:
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
Планируемые результаты и способы их проверки
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик
воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение
ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется:
 простое наблюдение,
 проведение математических игр,
 опросники,
 анкетирование,
 психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения
коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
4

занятия-конкурсы на повторение практических умений,
 занятия на повторение и обобщение
 самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
 участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в
течение учебного года, включающее:
 результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
 активность,
 аккуратность,
 творческий подход к знаниям,
 степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения являются формирование следующих
умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных
познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности,
принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в
обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
 игровых
занятий
на
повторение
теоретических
понятий
(конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
 собеседования (индивидуальное и групповое),
 опросников,
 тестирования,
 проведения самостоятельных работ.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены
таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать
работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во
внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере
возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации,
трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание
могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Формы контроля:
- тестирование;
- практические работы;


5

- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем,
которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не
допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках
накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном
образовательном маршруте.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».