РП по родному языку (осет.) для 7-9 классов на 2024-2025 учебный год

ПРОГРАММА
7-9 КЛАССЫ
Пояснительная записка
Курс обучения осетинскому языку (как второму) в основной школе (7-9 классы) и полной
средней школе (10-11 классы) характеризуется личностной ориентацией языкового образования,
реализацией всех основных современных подходов, входящих в личностно ориентированную
парадигму образования: деятельностного, коммуникативного, социокультурного / поликультурного
(обеспечивающего диалог куль- тур), компетентностного, средоориентированного подходов.
Современное общество требует разностороннего развития личности человека, в том числе его
коммуникативных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих
успешно функционировать в нём. Принципы гуманизации и демократизации общества самой
большой ценностью провозглашают наличие развитой, образованной личности, способной жить и
творить в условиях стремительно меняющегося мира.
Поэтому значение владения несколькими языками, в том числе осетинским, трудно
переоценить. Один из древнейших индоевропейских языков, генетически связанный не только с
иранской, но и славянской, романской и германской языковыми группами, сохранивший огромное
количество общих для этих языков черт, способен облегчить, в том числе, понимание структурных
особенностей других индоевропейских языков, изучаемых в школе.
Обучение осетинскому языку (как второму) в основной и полной средней школе должно
обеспечивать преемственность с подготовкой учащихся в начальной школе. Данная ступень изучения
осетинского языка характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так
как у них к моменту начала обучения в основной школе существенно расширился кругозор и общее
представление о мире. Они уже понимают роль и значение языка как средства общения в условиях
поликультурности современного мира, владеют четырьмя основными видами речевой деятельности
и обладают специальными учебными и общеучебными умениями, необходимыми для изучения
осетинского языка как учебного предмета, а также накопили некоторые знания о правилах речевого
поведения на русском и осетинском языках.
В основной школе усиливается роль принципов когнитивной направленности учебного
процесса, дифференциации и индивидуализации обучения, большое значение приобретает
формирование учебно-исследовательских умений.
Основная школа является важным звеном, которое соединяет все три ступени общего
образования и обеспечивает преемственность начальной и основной школы, основной школы и
старшей школы. На этой ступени совершенствуются приобретæнные ранее знания, навыки и умения,
увеличивается объём используемых учащимися языковых и речевых средств, улучшается качество
практического владения осетинским языком, возрастает степень самостоятельности школьников и их
творческой активности.
Завершающий уровень школьного образования – средняя общая школа – обеспечивает
достижение порогового уровня владения осетинским языком (как вторым), позволяющего
выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого осетинского
языка, так и с другими лицами, использующими данный язык как средство общения.
Цели курса
Изучение осетинского языка в основной средней и полной средней школе в соответствии со
стандартом направлено на достижение следующих целей:
- развитие и воспитание школьников средствами осетинского языка, в частности: понимание
важности изучения осетинского языка как одного из государственных языков

Республики Северная Осетия-Алания и потребности пользоваться им как средством общения,
познания, самореализации и социальной адаптации;
- создание предпосылок для развития элементарных основ лингвистической компетенции как
важной составляющей коммуникативной компетенции;
- воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления
к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной
культуры, лучшее осознание своей собственной культуры.
Общая характеристика курса
В основной средней школе можно условно выделить два этапа обучения: 5-7 классы и 8-9
классы. На первом этапе придаётся большое значение повторению, осознанию и закреплению того,
что было усвоено в начальной школе, а также дальнейшему развитию приобретæнных ранее знаний,
умений и навыков.
На втором этапе существенную роль играет помощь учащимся в их самоопределении, основное
внимание уделяется развитию ценностных ориентаций учащихся.
Полная средняя школа обеспечивает дальнейшее развитие осетиноязычной коммуникативной
компетенции школьников в единстве ее составляющих: языковой, речевой, социокультурной,
компенсаторной и учебно-познавательной компетенции; развивает способности к самостоятельному
и непрерывному изучению осетинского языка, дальнейшему самообразованию с его помощью;
Курс для основной и полной средней школы построен на взаимодействии трёх основных
содержательных линий:
- коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности,
- языковые средства и навыки оперирования ими
- социокультурные знания и умения.
В ходе работы над курсом учащиеся выполняют задания, которые должны создавать условия
для их реального общения на осетинском языке (устное и письменное общение с носителями языка)
или имитировать общение средствами ролевой игры. В подготовке и проведении этих проектов
должны участвовать все учащиеся, но степень и характер участия могут быть разными.
Особенность данного курса заключается и в том, что он даæт учителю возможность
планировать учебно-воспитательный процесс, исходя из своих реальных потребностей, то есть не
связывает его.
Рабочие программы предусматривают блочную структуру учебников. Блоки выделяются в
зависимости от основного объекта усвоения и от тематики текстов, формирующих виды речевой
деятельности школьников. Однако деление на блоки достаточно условно, так как их конкретное
содержание дает возможность использовать знания и умения, приобретенные при изучении
предыдущих тем. Внутри блоков наряду с обязательным материалом встречается факультативный (в
виде аутентичных текстов разных жанров, разнообразных заданий ), который учитель может
предложить учащимся с более высоким уровнем обученности.
Порядок следования блоков определяется содержанием материала, расположенного по мере
усложнения и необходимости закрепления тех или иных навыков и знаний.
Впервые в основной школе начинает систематически использоваться аудирование с
письменной фиксацией значимой информации, которое является важным учебным умением.

В полной средней школе расширяются, закрепляются и систематизируются языковые знания и
умения, расширяется предметное содержание речи применительно к социально-бытовой, учебнотрудовой и социально-культурной сферам общения, осуществляется дальнейшее развитие всех видов
осетиноязычной речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма) и их
совершенствование в целях достижения в конце базового курса обучения порогового уровня
коммуникативной компетенции.
Место курса в учебном плане
Настоящий курс реализуется в течение семи лет. На каждый год обучения предполагается
выделять по 102 часа (по 3 часа в неделю), в 9 и 11 классах – по 99 часов.
Образовательное учреждение осуществляет выбор форм организации учебно-познавательной
деятельности, а также режим учебной и внеучебной деятельности.
Требования к результатам освоения содержания программы по осетинскому языку для
основной средней школы
Личностные результаты:
формирование дружелюбного и толерантного отношения к проявлениям иной культуры,
уважения к личности, ценностям семьи;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие
ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
ценностное отношение к своей малой Родине, к традициям, государственной символике
РСО-Алания;
совершенствование коммуникативной и общей речевой культуры, а также приобретенных
осетиноязычных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письменной речи и
языковых навыков;
существенное расширение лексического запаса и лингвистического кругозора;
достижение допорогового уровня осетиноязычной коммуникативной компетенции;
осознание возможностей самореализации и самоадаптации средствами осетинского языка;
более глубокое осознание культуры своего народа и готовность к ознакомлению с ней
представителей других стран;
осознание себя гражданином своей страны и мира;
Метапредметные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры, языка своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному развитию науки
и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное
многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции; к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Предметные результаты:
в коммуникативной сфере:
коммуникативная компетенция выпускников (то есть владение осетинским языком как
средством общения), включающая речевую компетенцию в следующих видах речевой деятельности:
говорении:
умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных
ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение,
просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику
и усвоенный лексико-грамматический материал;
участие в полилоге, свободной беседе, обсуждении;
рассказ о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
сообщение кратких сведений о своем городе/селе, о своей республике и стране;
описание событий/явлений, умение передавать основное содержание, основную мысль
прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать
краткую характеристику персонажей;
аудировании:
восприятие на слух и понимание речи учителя, одноклассников;
восприятие на слух и понимание основного содержания кратких, несложных аутентичных
прагматических аудио- и видеотекстов (прогноз погоды, объявление, программа теле- и
радиопередачи и др.), умение выделять для себя значимую информацию и при необходимости
письменно фиксировать её;
восприятие на слух и понимание основного содержания несложных аутентичных аудио- и
видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (описание/ сообщение/рассказ),
умение определять тему текста, выделять главные факты в тексте, опуская второстепенные;
чтении:
чтение аутентичных текстов разных жанров и стилей, преимущественно с пониманием
основного содержания;
чтение несложных аутентичных текстов разных жанров с полным и точным пониманием и с
использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, анализа,
выборочного перевода), умение оценивать полученную информацию, выражать своё мнение;
чтение текста с выборочным пониманием нужной или интересующей информации
письменной речи:
заполнение анкет;
написание поздравлений, личных писем с опорой на образец: умение расспрашивать адресата о
его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы
речевого этикета, принятые в Осетии;
составление плана, тезисов устного или письменного сообщения; краткое изложение
результатов проектной деятельности;
языковая компетенция (владение языковыми средствами и действиями с ними):
применение правил написания осетинских слов, изученных в основной школе;
адекватное произношение и различение на слух всех звуков осетинского языка;
соблюдение правильного ударения;

соблюдение
ритмико-интонационных
особенностей
предложений
различных
коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное);
правильное членение предложений на смысловые группы;
распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов,
словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
знание основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
понимание явления многозначности слов осетинского языка, синонимии, антонимии и
лексической сочетаемости;
распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических
конструкций осетинского языка;
знание признаков изученных грамматических явлений (временных форм глаголов, модальных
глаголов, послелогов, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий,
местоимений, числительных, предлогов);
знание основных различий систем осетинского и русского языков;
социокультурная компетенция:
знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в Осетии, их
применение в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения;
распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета
(реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в Осетии;
знание употребительной фоновой лексики и реалий Осетии, распространённых образцов
фольклора (считалки, пословицы);
знакомство с образцами художественной литературы;
представление об особенностях образа жизни, быта, культуры осетин (известных
достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
представление о сходстве и различиях в традициях народов России.
Требования к результатам освоения содержания программы по осетинскому языку для
полной средней школы
Личностные результаты:
формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважения государственных символов (герб, флаг,
гимн);
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню разви-тия науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать
для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
совершенствование коммуникативной и общей речевой культуры, а также приобретæнных
осетиноязычных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письменной речи и
языковых навыков;

существенное расширение лексического запаса и лингвистического кругозора;
достижение порогового уровня осетиноязычной коммуникативной компетенции;
Метапредметные результаты:
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
в коммуникативной сфере:
коммуникативная компетенция выпускников (то есть владение осетинским языком как
средством общения), включающая речевую компетенцию в следующих видах речевой деятельности:
говорении:
умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать диалог-расспрос, диалог-обмен
сообщениями, мнениями, диалог-побуждение, ритуализированный диалог, а также диалоги
смешанного типа на основе новой тематики и расширения ситуаций официального и неофициального
общения;
умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение,
просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику
и усвоенный лексико-грамматический материал;
рассказ о себе, своем окружении, своих планах на будущее;
описание особенностей жизни и культуры своей республики, страны, других стран;
связные сообщения, содержащие наиболее важную информацию по изученной теме/проблеме;
рассуждения о фактах, событиях;
аудировании:
понимать основное содержание высказываний монологического и диалогического характера
на наиболее актуальные для подростков темы;
выборочно понимать нужную информацию в прагматических текстах (рекламе,
объявлениях);
относительно полно понимать собеседника в наиболее распространенных стандартных
ситуациях повседневного общения;
чтении:
ознакомительное чтение с целью понимания основного содержания сообщений

(обзоров, репортажей), отрывков из произведений художественной литературы, пуб-ликаций
научно-познавательного характера;
изучающее чтение с целью полного и точного понимания информации, главным образом
прагматических учебных текстов
просмотровое/поисковое чтение с целью выборочного понимания необходимой/интересующей
информации из текстов разных жанров;
письменной речи:
написание личных писем;
изложение сведения о себе;
составление плана, тезисов устного/письменного сообщения, в том числе на основе выписок из
текста;
языковая компетенция (владение языковыми средствами и действиями с ними):
систематизация языковых знаний и навыков, а именно:
расширение и закрепление орфографических навыков, в том числе применительно к новому
языковому материалу;
расширение закрепление слухопроизносительных навыков;
систематизацию лексических единиц, изученных в 7-9 классах;
повторение и овладение лексическими средствами, обслуживающими новые темы, проблемы,
ситуации общения и включающие оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета (80-90
лексических единиц в 10 классе и около 80 лексических единиц в 11 классе);
расширение потенциального словаря за счет овладения интернациональной лексикой, новыми
значениями известных слов и слов, образованных на основе продуктивных способов
словообразования;
продуктивное овладение грамматическими явлениями, которые раньше были усвоены
рецептивно;
коммуникативно ориентированная систематизация грамматического материала, изученного в
основной школе, в частности систематизация всех форм глагола во всех наклонениях, модальных
глаголов;
активизация и систематизация всех форм придаточных предложений;
активизация и систематизация знаний о сложносочиненном предложении;
социокультурная компетенция:
расширения объема социокультурных знаний за счет новой тематики и проблематики речевого
общения;
углубление знаний о Республике Северная Осетия-Алания, ее истории и культуре;
углубление знаний о истории науке и культуры в других странах мира;
расширение объема лингвистических и культуроведческих знаний, навыков и умений,
связанных с адекватным использованием языковых средств, в том числе фоновой лексики, реалий,
а также правил речевого и неречевого поведения в соответствии с нормами, принятыми в
республике.
Основное содержание курса
Предметное содержание речи
Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками.
Внешность и характеристика человека.
Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музей, музыка).
Виды отдыха, путешествия. Молодёжная мода, покупки.

Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт.
Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним.
Переписка со сверстниками. Каникулы в различное время года.
Мир профессий. Проблемы выбора профессии.
Проблемы экологии. Защита окружающей среды.
Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности.
Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет).
Родная республика, родная страна, мир: географическое положение, культурные особенности
(национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), столицы и крупные города,
достопримечательности, страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую
культуру.
Виды речевой деятельности/ Коммуникативные умения
Аудирование
Дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных
текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с
выборочным пониманием и полным пониманием воспринимаемого на слух текста) в зависимости от
коммуникативной задачи и функционального типа текста.
Жанры текстов: прагматические, публицистические, научно-популярные, художественные.
Коммуникативные типы текстов: сообщение, рассказ, интервью, личное письмо,
стихотворения, песни.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся
и иметь образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичных
текстах, содержащих наряду с изученным также некоторое количество незнакомого материала.
Больший удельный вес занимают тексты, отражающие особенности быта, жизни и в целом культуры
осетинского народа и других народов нашей страны. Время звучания текстов для аудирования - до 2
минут (7-9 кл.), до 3 минут (10-11 кл.).
Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает
умение выделить необходимую или интересующую информацию в одном или нескольких коротких
текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов для
аудирования до 1,5 минуты.
Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на несложных аутентичных
(публицистических, научно-популярных, художественных) текстах, включающих некоторое
количество незнакомых слов, понимание которых осуществляется с опорой на языковую догадку,
данные к тексту комментарии, с использованием, в случае необходимости, двуязычного словаря.
Время звучания текстов для аудирования - до 1 минуты (7-9 кл.), до 2 минут (10-11 кл.)
Говорение
Диалогическая речь
Умение вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог — побуждение к
действию, диалог – обмен мнениями и комбинированные диалоги. Осуществляется дальнейшее
совершенствование диалогической речи при более вариативном содержании и более разнообразном
языковом оформлении. Объём диалога:

3-4 реплики (5-7 кл.), 4—5 реплик (8 – 9 кл.), 5-6 реплик (10-11кл.) со стороны каждого
учащегося.
Монологическая речь
Дальнейшее развитие и совершенствование связных высказываний учащихся с использованием
основных коммуникативных типов речи: описание, сообщение, рассказ (включающий эмоциональнооценочное суждение), рассуждение (характеристика) с опорой и без опоры на прочитанный или
услышанный текст или заданную коммуникативную ситуацию. Объём монологического
высказывания: 8-10 фраз (5-7 кл.), 10-12 фраз (8-9 кл.), 12-15 фраз (10-11кл).
Чтение
Умение читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью
проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного
содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с
выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое
чтение).
Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, стихотворение, песня, объявление, рецепт, письмо.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся,
иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу
учащихся.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных
текстах и предполагает выделение предметного содержания, включающего основные факты,
отражающие, например, особенности быта, жизни, культуры народов республики, региона и страны,
а также других стран и содержащие как изученный материал, так и некоторое количество незнакомых
слов. Максимальный объём текстов для чтения – 400-450 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает
умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая
необходима или представляет интерес для учащихся. Объём текста для чтения — до 350 слов.
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных текстах,
ориентированных на выделенное предметное содержание и построенных в основном на изученном
языковом материале. Объём текста для чтения – до 250 слов.
Письменная речь
Дальнейшее развитие и совершенствование письменной речи, а именно умений:
писать короткие поздравления с днём рождения и другими праздниками, выражать пожелания
(объёмом 30-40 слов, включая адрес);
заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);
писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни,
делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чём-либо).
Объём личного письма - до 100 слов, включая адрес;
писать краткие сочинения (письменные высказывания с элементами описания, повествования,
рассуждения) с опорой на наглядность и без неё. Объём: 140-160 слов.
Компенсаторные умения
Совершенствуются умения:

переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова,
план к тексту, словарь и т. д.;
прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных
вопросов;
догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
догадываться о значении незнакомых слов по используемым собеседником жестам и мимике;
использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формируются и совершенствуются умения:
работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание
второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
работать с прослушанным и письменным текстом: извлечение основной информации,
извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;
работать с источниками: литературой, со справочными материалами, словарями на осетинском
языке;
учебно-исследовательская работа, проектная деятельность: выбор темы исследования,
составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование,
интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного
проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту;
самостоятельная работа учащихся, связанная с рациональной организацией своего труда в
классе и дома и способствующая самостоятельному изучению осетинского языка и культуры Осетии.
Специальные учебные умения
Формируются и совершенствуются умения:
находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
семантизировать слова на основе языковой догадки;
осуществлять словообразовательный анализ слов;
выборочно использовать перевод;
пользоваться двуязычными словарями;
участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
Языковые средства
Графика, орфография
Правила чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их
применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.
Образование множественного числа существительных (корень+т; группа согласных+ы+т
(чередование гласной корня); сонорные+тт; к/ч+ы+т; г/дж+ы+т; æг+т; - ыг+т; изменения в корне);
- правописание глаголов в прошедшем времени (с суффиксами т, ст, с основой на -вд, -гъд);
- правописание кратких местоимений (ын/йын, æм/йæм, ыл/йыл);

Фонетическая сторона речи
Различение на слух всех звуков осетинского языка и адекватное их произношение, соблюдение
правильного ударения в словах и фразах. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение
правильной интонации в различных типах предложений. Дальнейшее совершенствование
слухопроизносительных навыков, в том числе и применительно к новому языковому материалу.
Лексическая сторона речи
Лексические единицы, обслуживающие новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах
тематики основной средней и полной средней школы, в объёме 1000 единиц (включая 400 усвоенных
в начальной школе).
Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику, репликиклише речевого этикета.
Основные способы словообразования: а) аффиксация:
существительных c суффиксами -дзинад (хорздзинад,), -ад (дæсныйад), приставкой æм- (æмбал,
æмгар), прилагательных c приставкой æнæ- (æнæниз), отглагольных существительных с суффиксами
-д, -т, ст, -ыд, -ад (рæдийын – рæдыд, уарзын – уарзт), прилагательных с суффиксами –аг (кусаг), -он
(ирон), -джын (зондджын); причастий с суффиксами -д, -т, ст, -ыд, -ад (æхсад, конд, марзт), -æг
(кафæг), -инаг (кусинаг); наречия с суффиксом -ау (иронау); деепричастия с суффиксом -гæйæ
(хъазгæйæ);
б) словосложение (разамонæг, ахуыргæнинаг);
в) конверсия (фæткъуы бæлас)
г) интернациональные слова (грамматикæ, планетæ, лагерь).
Грамматическая сторона речи
Дальнейшее расширение объёма значений грамматических средств, изученных ранее, и
знакомство с новыми грамматическими явлениями.
Морфология
Существительное: образование множественного числа, абстрактные существительные
Прилагательные: сравнительная степень прилагательного (суф.-дæр), превосходная степень
прилагательного (тæккæ, æппæты),
Числительное: количественные (простые, сложные, составные); их употребление с
существительными (существительные в ед.ч.род.п.и др.); порядковые числительные (фыццаг), их
образование: суффиксы –аг, -æм, -æгæм; разделительные числительные (суффикс -гай); их
употребление с существительными (мн.ч.);
Местоимение: краткая форма местоимений; падежные значения, место в предложении,
возвратные местоимения: мæхи, дæхи,…мæхæдæг… их значения, особенности употребления,
определенные местоимения алчи, алчидæр, алцы, алцыдæр), неопределенные местоимения (чидæр,
цыдæр), определение-местоимение; значение (притяжательное), место в предложении;
отрицательные местоимения ничи, ницы; их место в предложении; склонение местоимений;
падежные значения, место в предложении.
Наречие: местоименные наречия уым, уæд, уырдæм, уырдыгæй, ам, ардæм, ардыгæй; наречия
на -ау; отрицательные местоименные наречия никуы, никæд, никæдæм; их значения и место в
предложении;
Глагол: сложная форма глагола (цæугæ кæнын), личные окончания глаголов в будущем
времени, образование формы прошедшего времени, причастия на -д, -т, ст, -ыд, -ад,
вспомогательный глагол «уæвын» в прошедшем времени, вспомогательный глагол «вæййын»,
глагольные приставки (а-, ба-, ра-, æр-, æрба-, с-, ны-, фæ-), и их значения; глаголы со значением
многократного действия (фæцæуы); глаголы со

значением незавершенного действия (фæцæйцыдис); причастия настоящего времени на -аг, -æг;
причастия будущего времени с суф. -инаг, их значения, употребление с существительным;
деепричастия с суффиксом -гæйæ; Спряжение глагола в желательном наклонении (настоящее время,
прошедшее время); значения, выражаемые глаголом; спряжение глагола в условном наклонении;
значения, выражаемые глаголом;
Предлог: æнæ
Послелоги: тыххæй; бын, раз, гæсгæ, фæстæ, сæр, бæрц (уыйбæрц), руаджы, йеддæмæ, æхсæн,
хæстæг, хуызæн, уæлдай, мидæг, онг, æрдæм, фæстæмæ, дæргъы
Союзы: æмæ в вопросительном предложении в значении «а» (æмæ ды та?); разделительные
союзы : кæнæ, куы-куы, кæнæ-кæнæ; значения союзов, место в предложении; фæлæ, та.
Частицы: частица -иу (многократность действия: ацыди-иу), побуждение к действию в будущем
(ацу-иу); частица -ма (рауай-ма), значение, место в предложении; мæнæ, цæй, цæй æмæ, суанг, æцæг,
раст зæгъгæйæ, хъыгагæн, æнæмæнг, иу дзырдæй; отрицательные частицы нæ, нæма, нал, ма; хъуамæ.
Модальные слова: фæнды, хъæуы; значения, особенности употребления с существительными и
местоимениями.
Синтаксис
Простые двусоставные предложения утвердительные: составное именное сказуемое с глаголом
«уæвын» в настоящем времени (æз дæн); место вспомогательного глагола в предложении; составное
именное сказуемое с глаголом «уæвын» в будущем времени; место вспомогательного глагола в
предложении; дополнения – существительные в косвенных падежах; значения падежей; дополнения
– краткие и полные местоимения; склонение местоимений; определение-прилагательное, место в
предложении (перед определяемым словом), особенности употребления (неизменяемая форма);
обстоятельства: существительное в родительном падеже, существительное в уподобительном
падеже.
Простые двусоставные предложения отрицательные: отрицательные частицы «нæ», «нæма»,
«нал»; их значения и место в предложении; выражение возможности/невозможности действия: глагол
с суф.-æн+ ис/нæй (зæгъæн ис, зæгъæн нæй).
Простые двусоставные предложения вопросительные со сказуемым-глаголом в изъявительном
наклонении: вопросительные слова чи? цы? кæм? кæд? кæдæм? кæцæй? цал? цас?; цæмæн? цæй
тыххæй?; место вопросительного слова в предложении; союз æви.
Побудительные предложения: сказуемые - простые глаголы в повелительном наклонении;
сказуемые- сложные глаголы в повелительном наклонении.
Простые двусоставные и односоставные предложения со сказуемым-глаголом в желательном
наклонении (бæллиццаг здæхæн).
Простые двусоставные и односоставные предложения со сказуемым-глаголом в условном
наклонении (бадзырдон здæхæн).
Способы выражения побуждения к действию 3 лица: 1) повелительное наклонение; 2) уадз
æмæ+глагол в условном наклонении (цæуа, цæуой)
Простые двусоставные и односоставные предложения с однородными членами:
соединительные союзы: æмæ, дæр, дæр-дæр, нæдæр – нæдæр; значения союзов, место в предложении;
Сложносочиненные предложения с соединительными отношениями (союзы), особенности
словопорядка (æмæ и др. союзы между простыми предложениями, та – внутри второго простого
предложения).

Сложносочиненные предложения с противительными отношениями (союзы), особенности
словопорядка.
Сложносочиненные предложения с разделительными отношениями (союзы), особенности
словопорядка.
Сложноподчиненные предложения : с придаточным времени (куы-уæд); с придаточным места
(кæм – уым); с придаточным изъяснительным (кæй – уый); с придаточным определительным (чи –
уыцы); с придаточным цели (цæмæй- уымæн, уый тыххæй æмæ); с придаточным причины (кæй – уый
тыххæй; уымæн æмæ); с придаточным уступки (кæд – уæддæр); с придаточным образа действия
(афтæ-цыма,, куыд – афтæ); с придаточным условным (кæд – уæд).
Социокультурные знания и умения
Учащиеся совершенствуют свои умения осуществлять межличностное и межкультурное
общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей республики, региона и
страны, полученные на уроках осетинского языка и в процессе изучения других предметов (знания
межпредметного характера).
Они овладевают знаниями:
о месте осетинского языка среди других языков мира;
о наиболее употребительной тематической фоновой лексике и реалиях при изучении
учебных тем (традиции, питание, проведении выходных дней, основные национальные праздники,
этикетные особенности и др.);
о социокультурном портрете и культурном наследии Осетии;
о различиях в речевом этикете в ситуациях формального и неформального общения в рамках
изучаемых предметов речи.
Предусматривается также овладение умениями:
адекватного речевого и неречевого поведения в распространённых ситуациях бытовой,
учебно-трудовой, социокультурной/межкультурной сфер общения;
представления родной республики и ее культуры на осетинском языке.
Краткая характеристика курса
Представленный курс составлен на основе основополагающих документов современного
российского образования: федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утвержденного Министерством науки и образования РФ 17 декабря 2010 г.,
приказ №1897 (в редакции от 29.12.2014г.), федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования, утвержденного Министерством науки и образования РФ 17
мая 2012 г, приказ №,413 (с изменениями на 29 июня 2017 г.), примерной программе по осетинскому
языку (как второму) для основного и среднего общего образования. Это изначально обеспечивает
полное соответствие целей и задач курса, тематики и результатов обучения требованиям
федеральных документов.
Главные цели курса соответствуют целям, зафиксированным в стандартах основного и среднего
общего образования - формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся в
совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебнопознавательной. Особый акцент делается на личностном развитии и воспитании учащихся, развитии
готовности к самообразованию, универсальных учебных действий, владении ключевыми
компетенциями, а также на развитии и воспитании потребности школьников пользоваться
осетинским языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
развитии

национального самосознания, стремлении к взаимопониманию между людьми разных культур
и сообществ.
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений.
Программа базируется на таких методологических принципах, как коммуникативнокогнитивный, личностно ориентированный и деятельностный.
При создании программы авторами учитывались и психологические особенности данной
возрастной группы учащихся. Это нашло отражение в выборе текстов, форме заданий, видах работы,
методическом аппарате.
Ниже прилагается тематическое планирование к реализующим данную учебную программу
учебно-методическим комплектам
Осетинский язык (как второй). 7 класс,
Осетинский язык (как второй). 8 класс,
Осетинский язык (как второй). 9 класс,
разработанным авторским коллективом под руководством доктора филоло-гических наук,
профессора Камболова Т.Т. в рамках проекта «Теория и практика полилингвальноог образования на
Кавказе».
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
учебного предмета «Осетинский язык» (как второй)
Книгопечатная продукция (библиотечный фонд)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.
Учебники «Осетинский язык (как второй)» для 7 – 9 классов:
Бибаева М.В. «Осетинский язык (как второй)». 7 класс.
Кудзоева А.Ф. «Осетинский язык (как второй)». 8 класс.
Боллоева Е.М. «Осетинский язык (как второй)». 9 класс.
Примерная программа по осетинскому языку (как второму)
Книги для учителя к УМК «Осетинский язык (как второй)» для 7 – 9 классов
Электронные учебники «Осетинский язык (как второй)» для 7 – 9 классов
Аудиоматериалы к УМК «Осетинский язык (как второй)» для 7 – 9 классов
Осетинско-русские и русско-осетинские словари.
Технические средства обучения и оборудование кабинета
Телевизор.
Видеомагнитофон/видеоплеер.
Интерактивная доска.
Магнитофон.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок.
Стенд для размещения творческих работ учащихся.
Стол учительский с тумбой.
Ученические столы 2-местные с комплектом стульев.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
учебного предмета «Осетинский язык» (как второй)
Книгопечатная продукция (библиотечный фонд)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.
Учебники «Осетинский язык (как второй)» для 7 – 9 классов:
Бибаева М.В. «Осетинский язык (как второй)». 7 класс.
Кудзоева А.Ф. «Осетинский язык (как второй)». 8 класс.
Боллоева Е.М. «Осетинский язык (как второй)». 9 класс.
Примерная программа по осетинскому языку (как второму)
Книги для учителя к УМК «Осетинский язык (как второй)» для 7 – 9 классов
Электронные учебники «Осетинский язык (как второй)» для 7 – 9 классов
Аудиоматериалы к УМК «Осетинский язык (как второй)» для 7 – 9 классов
Осетинско-русские и русско-осетинские словари.
Технические средства обучения и оборудование кабинета
Телевизор.
Видеомагнитофон/видеоплеер.
Интерактивная доска.
Магнитофон.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок.
Стенд для размещения творческих работ учащихся.
Стол учительский с тумбой.
Ученические столы 2-местные с комплектом стульев.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».