ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по осетинскому языку (как второму) для обучающихся 5 классов на уровне
основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021
г., № 64101) (далее — ФГОС ООО), Программы по осетинскому языку для учащихся, не
владеющих осетинским языком (1-11 классы), разработанной кафедрой ЮНЕСКО СОГПИ, а
также Примерной программы воспитания с учётом распределённых по классам проверяемых
требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего
образования.
Курс обучения осетинскому языку (как второму) в 5 классе характеризуется личностной
ориентацией языкового образования, реализацией всех основных современных подходов,
входящих в личностно ориентированную парадигму образования: деятельностного,
коммуникативного, социокультурного / поликультурного (обеспечивающего диалог культур),
компетентностного, средоориентированного подходов.
Современное общество требует разностороннего развития личности человека, в том числе его
коммуникативных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих
успешно функционировать в нём. Принципы гуманизации и демократизации общества самой
большой ценностью провозглашают наличие развитой, образованной личности, способной жить и
творить в условиях стремительно меняющегося мира.
Поэтому значение владения несколькими языками, в том числе
осетинским, трудно
переоценить. Один из древнейших индоевропейских языков, генетически связанный не только с
иранской, но и славянской, романской и германской языковыми группами, сохранивший огромное
количество общих для этих языков черт, способен облегчить, в том числе, понимание структурных
особенностей других индоевропейских языков, изучаемых в школе.
Обучение осетинскому языку (как второму) в 5 классе должно обеспечивать преемственность с
подготовкой учащихся в начальной школе. Данная ступень обучения осетинскому языку
характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как у них к
моменту начала обучения в основной школе существенно расширился кругозор и общее
представление о мире. Они уже понимают роль и значение языка как средства общения в условиях
поликультурности современного мира, владеют четырьмя основными видами речевой
деятельности и обладают специальными учебными и общеучебными умениями, необходимыми
для изучения осетинского языка как учебного предмета, а также накопили некоторые знания о
правилах речевого поведения на русском и осетинском языках.
В основной школе усиливается роль принципов когнитивной направленности учебного
процесса, дифференциации и индивидуализации обучения, большое значение приобретает
формирование учебно-исследовательских умений.
5 класс является важным звеном, который обеспечивает преемственность начальной и основной
школы. В 5 классе совершенствуются приобретенные ранее знания, навыки и умения,
увеличивается объём используемых учащимися языковых и речевых средств, улучшается качество
практического владения осетинским языком, возрастает степень самостоятельности школьников и
их творческой активности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК
ВТОРОЙ)»
На данном этапе обучения придаётся большое значение повторению, осознанию и
закреплению того, что было усвоено в начальной школе, а также дальнейшему развитию
приобретенных ранее знаний, умений и навыков.
Курс построен на взаимодействии трёх основных содержательных линий:
- коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности,
- языковые средства и навыки оперирования ими
- социокультурные знания и умения.
В ходе работы над курсом учащиеся выполняют задания, которые должны создавать условия
для их реального общения на осетинском языке (устное и письменное общение с носителями
языка) или имитировать общение средствами ролевой игры. В подготовке и проведении этих
проектов должны участвовать все учащиеся, но степень и характер участия могут быть разными.
Особенность данного курса заключается и в том, что он даёт учителю возможность планировать
учебно-воспитательный процесс, исходя из своих реальных потребностей, то есть не связывает
его.
Рабочая программа предусматривает блочную структуру учебника. Блоки выделяются в
зависимости от основного объекта усвоения и от тематики текстов, формирующих виды речевой
деятельности школьников. Однако деление на блоки достаточно условно, так как их конкретное
содержание дает возможность использовать знания и умения, приобретенные при изучении
предыдущих тем. Внутри блоков наряду с обязательным материалом встречается факультативный
(в виде аутентичных текстов разных жанров, разнообразных заданий), который учитель может
предложить учащимся с более высоким уровнем обученности.
Порядок следования блоков определяется содержанием материала, расположенного по мере
усложнения и необходимости закрепления тех или иных навыков и знаний.
В основной школе начинает систематически использоваться аудирование с письменной
фиксацией значимой информации, которая является важным учебным умеением.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК ВТОРОЙ)»
Целями изучения осетинского языка (как второго) по программам основного общего
образования являются:
- развитие и воспитание школьников средствами осетинского языка, в частности: понимание
важности изучения осетинского языка как одного из государственных языков Республики
Северная Осетия-Алания и потребности пользоваться им как средством общения, познания,
самореализации и социальной адаптации;
- создание предпосылок для развития элементарных основ лингвистической компетенции как
важной составляющей коммуникативной компетенции;
- воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к
взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям
иной культуры, лучшее осознание своей собственной культуры.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК ВТОРОЙ)» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования учебный предмет «Осетинский язык (как второй)» входит в предметную
область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для
изучения.
Содержание учебного предмета «Осетинский язык (как второй)» в 5 классе рассчитано на общую
учебную нагрузку в объёме 102 часа, 3 часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметное содержание речи
Цыппæрæм къласы рацыд æрмæг зæрдыл æрлæууын кæнын. Сæрды каникултæ. Цæрæгойты
цардæй. Чиныг – зонды суадон. Адæмон сфæлдыстадæй. Фыдæлты хæзнатæ.
Нары райгуырдис Къоста. Къостайы бæрæгбон. Рацыд æрмæгыл куыст. Чи цæмæ бæллы? Рацыд
æрмæг ныффидар кæнын. Æрдзы ивддзинæдтæ фæззæджы. Фæззæг хæхбæсты. Цæрæгойтæ æмæ
зайæгойтæ фæззæджы. Зымæгон æрдз. Зымæгон нывтæ. Ног аз. Рацыд æрмæг ныффидар кæнын.
Зымæгон сырддоны. Нæ рагфыдæлтæ. Рагон ирон хæдзар æмæ хæдзары дзауматæ. Ирон
хæринæгæ. Хæринæгтæй кæцы адджындæр у? Фарны уалдзæг. Нæ алыварс дуне. Уалдзæджы
рæсугъддæр бæрæгбон. Мады зæрдæ. Рацыд æрмæг ныффидар кæнын. Æрдзы хъæбысы. Чи куыд
æмбæлы уалдзæгыл? Уалдзæг хъæды. Фæзминаг кæстæртæ. Æгъдау алы ран дæр хъæуы. Цы ис
хорз æмбалæй хуыздæр? Куыд хорз у сæрд! Рацыд æрмæг ныффидар кæнын.
Виды речевой деятельности/ Коммуникативные умения
Аудирование
Дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных текстов
с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с
выборочным пониманием и полным пониманием воспринимаемого на слух текста) в зависимости
от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
Жанры текстов: прагматические, публицистические, научно-популярные, художественные.
Коммуникативные типы текстов: сообщение, рассказ, интервью, личное письмо, стихотворения,
песни.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и
иметь образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичных
текстах, содержащих наряду с изученным также некоторое количество незнакомого материала.
Больший удельный вес занимают тексты, отражающие особенности быта, жизни и в целом
культуры осетинского народа и других народов нашей страны. Время звучания текстов для
аудирования - до 2 минут.
Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает
умение выделить необходимую или интересующую информацию в одном или нескольких
коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания
текстов для аудирования до 1,5 минуты.
Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на несложных аутентичных
(публицистических, научно-популярных, художественных) текстах, включающих некоторое
количество незнакомых слов, понимание которых осуществляется с опорой на языковую догадку,
данные к тексту комментарии, с использованием, в случае необходимости, двуязычного словаря.
Время звучания текстов для аудирования - до 1 минуты.
участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
Говорение
Диалогическая речь
Умение вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог — побуждение к действию,
диалог – обмен мнениями и комбинированные диалоги.
Осуществляется дальнейшее совершенствование диалогической речи при более вариативном
содержании и более разнообразном языковом оформлении. Объём диалога: 3-4 реплики.
Монологическая речь
Дальнейшее развитие и совершенствование связных высказываний учащихся с использованием
основных коммуникативных типов речи: описание, сообщение, рассказ (включающий
эмоционально-оценочное суждение), рассуждение (характеристика) с опорой и без опоры на
прочитанный или услышанный текст или заданную коммуникативную ситуацию. Объём
монологического высказывания: 8-10 фраз.
Чтение
Умение читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения
в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания
(ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным
пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).
Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические.
Типы текстов: рассказ, стихотворение, песня, объявление, рецепт, письмо.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся,
иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу
учащихся.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах
и предполагает выделение предметного содержания, включающего основные факты, отражающие,
например, особенности быта, жизни, культуры народов республики, региона и страны, а также
других стран и содержащие как изученный материал, так и некоторое количество незнакомых
слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение
просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая необходима
или представляет интерес для учащихся.
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных текстах,
ориентированных на выделенное предметное содержание и построенных в основном на изученном
языковом материале.
Письменная речь
Дальнейшее развитие и совершенствование письменной речи, а именно умений: писать короткие
поздравления с днём рождения и другими праздниками, выражать пожелания;
- выражать благодарность, давать совет, просить о чём-либо);
- писать краткие сочинения (письменные высказывания с элементами описания, повествования,
рассуждения) с опорой на наглядность и без неё.
Компенсаторные умения
Совершенствуются умения:
- переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
- использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова,
план к тексту, словарь и т. д.;
- прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
- догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
- догадываться о значении незнакомых слов по используемым собеседником жестам и мимике;
- использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формируются и совершенствуются умения:
- работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание
второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
- работать с прослушанным и письменным текстом: извлечение основной информации, извлечение
запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;
- работать с источниками: литературой, со справочными материалами, словарями на осетинском
языке;
- учебно-исследовательская работа, проектная деятельность:
выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами
(наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация,
разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы
по проекту;
- самостоятельная работа учащихся, связанная с рациональной организацией своего труда в классе
и дома и способствующая самостоятельному изучению осетинского языка и культуры Осетии.
Специальные учебные умения
Формируются и совершенствуются умения:
- находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
- семантизировать слова на основе языковой догадки;
- осуществлять словообразовательный анализ слов;
- выборочно использовать перевод;
- пользоваться двуязычными словарями;
- участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
Языковые средства
повторение собственных и нарицательных имен существительных. Склонение имен
существительных. Именительный падеж. Знакомство с родительным падежом; изменение
окончаний существительных в родительном падеже. Знакомство с дательным падежом;
знакомство с окончаниями имен существительных в дательном падеже. Знакомство с
отложительным падежом. Знакомство с окончаниями имен существительных в отложительном
падеже изменение окончаний существительных в направительном падеже изменение окончаний
существительных во внешнеместном падеже. Знакомство с изменениями окончаний имен
существительных в союзном падеже изменение окончаний существительных в уподобительном
падеже образование множественного числа имени существительного; склонение имен
существительных во множественном числе. Разновидности образования множественного числа
имени существительного прилагательное; степени сравнения прилагательных второстепенные
члены предложения. Местоимение, личные местоимения, склонение личных местоимений в
единственном числе местоимение, личные местоимения, склонение личных местоимений во
множественном числе; личные местоимения глагол, окончания глаголов настоящего и
прошедшего времени окончания глаголов будущего времени глаголы неопределенной формы
синонимы, антонимы числительное, классификация числительных. Дробные и собирательные
числительные; правописание числительного с именем существительным; деление числительных
по составу; правописание составных числительных; правописание числительных с именами
существительными в единственном и множественном числах; правописание числительных.
Социокультурные знания и умения
Учащиеся совершенствуют свои умения осуществлять межличностное и межкультурное общение,
используя знания о национально-культурных особенностях своей республики, региона и страны,
полученные на уроках осетинского языка и в процессе изучения других предметов (знания
межпредметного характера).
Они овладевают знаниями:
•
о месте осетинского языка среди других языков мира;
•
о наиболее употребительной тематической фоновой лексике и реалиях при изучении
учебных тем (традиции, питание, проведении выходных дней, основные национальные праздники,
этикетные особенности и др.);
•
о социокультурном портрете и культурном наследии Осетии;
•
о различиях в речевом этикете в ситуациях формального и неформального общения в
рамках изучаемых предметов речи.
Предусматривается также овладение умениями:
•
адекватного речевого и неречевого поведения в распространённых ситуациях
бытовой, учебно-трудовой, социокультурной/межкультурной сфер общения;
•
представления родной республики и ее культуры на осетинском языке.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Осетинский язык (как второй)» в 5 классе направлено на
достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по осетинскому языку (как второму) на
уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по осетинскому языку (как
второму) для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта
деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в
литературных произведениях, написанных на русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из
литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию
и взаимопомощи;
активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в
ней; волонтёрство);
патриотического воспитания:
- формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения государственных
символов (герб, флаг, гимн);
ценностное отношение к своей малой Родине, к традициям, государственной символике
РСО-Алания;
проявление интереса к познанию осетинского языка, к истории и культуре осетинского
народа, культуре своего края, народов, проживающих на территории республики;
ценностное отношение к осетинскому языку, к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
стране;
духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков;
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства;
эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству осетинского
народа и других народов;
понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
осознание важности осетинского языка как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и
неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе
школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том
числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других не осуждая;
трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью
филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее;
экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою
точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка;
овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения на осетинском языке
как средства познания окружающей дествительности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
•
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
•
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
•
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
•
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты:
в коммуникативной сфере:
коммуникативная компетенция (то есть владение осетинским языком как
средством общения), включающая речевую компетенцию в следующих видах
речевой деятельности:
говорении:
умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в
стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при
необходимости переспрашивая, уточняя;
умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё
мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом,
опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
участие в полилоге, беседе, обсуждении;
рассказ о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
сообщение кратких сведений о своем городе/селе, о своей республике и стране;
описание событий/явлений, умение передавать основное содержание, основную
мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к
прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
аудировании:
восприятие на слух и понимание речи учителя, одноклассников;
восприятие на слух и понимание основного содержания кратких, несложных
аутентичных прагматических аудио- и видеотекстов;
чтении:
чтение аутентичных текстов разных жанров и стилей, преимущественно с
пониманием основного содержания;
чтение несложных аутентичных текстов разных жанров с полным и точным
пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки
текста (языковой догадки, анализа, выборочного перевода), умение оценивать
полученную информацию, выражать своё мнение; чтение текста с выборочным
пониманием нужной или интересующей информации
письменной речи:
написание личных писем с опорой на образец: умение расспрашивать адресата о
его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу,
употребляя формулы речевого этикета, принятые в Осетии;
составление плана, тезисов устного или письменного сообщения; краткое
изложение результатов проектной деятельности;
языковая компетенция (владение языковыми средствами и действиями с ними):
применение правил написания осетинских слов, изученных в основной школе;
адекватное произношение и различение на слух всех звуков осетинского языка;
соблюдение правильного ударения;
соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных
коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное,
повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических
единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
знание признаков изученных грамматических явлений (временных форм глаголов,
модальных глаголов, послелогов, существительных, степеней сравнения
прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
социокультурная компетенция:
знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в
Осетии, их применение в различных ситуациях формального и неформального
меж-личностного и межкультурного общения;
распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм
речевого этикета (наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в
Осетии;
знание употребительной фоновой лексики и реалий Осетии, распространённых
образцов фольклора (считалки, пословицы);
знакомство с образцами художественной литературы;
представление об особенностях образа жизни, быта, культуры осетин (известных
достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Хъалаты М. Ирон æвзаг: Ахуыргæнæн чиныг 5 къласæн (ирон æвзаг дыккаг кæмæн у, уыцы
ахуыргæнинæгтæн). – Дзæуджыхъæу: СЕМ, 2020. – 224 ф.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Цгъойты Белла. Ирон-уырыссаг нывджын дзырдуат. – Дзæуджыхъæу: СЕМ, 2019 – 210
ф.
2. Къорнаты З., Саламаты Л. Дзурæм иронау: Базовый курс осетинского языка МедиаПолис, 2012.- 336 с.
3. Словари на IRISTON.COM http://slovar.iriston.com/
4. Осетинско-русский словарь https://osetinsko-russkij-slovar.slovaronline.com/
5.Майрамукаева Ф.А. Игровые технологии в обучении осетинскому языку: Методическое пособие
/ Ф.А.Майрамукаева. – Владикавказ: ГБОУ ДПО СОРИПКРО, 2021. – 87 с.;
6. Майрæмыхъуаты Ф.А. Нывмæ гæсгæ куыст ирон æвзаджы урокты: Ахуырадон-методикон
пособи.-Джæуджыхъæу, 2021. – 87 ф.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Бæрзæфцæг
https://vk.com/barzafcag http://vk.com/wall-33833481_2464
2. http://nslib.tmweb.ru/ Национальная научная библиотека РСО-Алания
3. www.iriston.ru Новости об Осетии, музыка, литература, форум
4. iratta.com Осетинская история, сказки, музыка, фотографии, новости, форум
5. iriston.com История и культура Осетии
6. ossetians.com Сайт об осетинах
7. historyalans.narod.ru Англоязычный сайт: аланы, скифы, фотогалерея
8. baragbonta.ru Барагбонта. НА ОСЕТИНСКОМ ЯЗЫКЕ!
9. mahdug.ru Литературный журнал "Мах дуг"
10. http://aors.narod.ru/ История и культура Осетии
11. http://iratta.com
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер, мультимедийное оборудование; выход в сеть Internet, позволяющие
зонировать образовательное пространство для организации индивидуальной и/или
групповой работы.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Проектор, ноутбук, колонки, доска, ИД