РП по родному языку (осет.) для 1 класса на 2024-2025 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК
ВТОРОЙ)»
Специфика предмета «Осетинский язык (как второй)» деятельностный характер и
коммуникативная направленность процесса обучения, взаимосвязь с другими предметными
областями – открывает большие возможности для развития языковой личности младшего
школьника, способного к общению на двух государственных языках республики: русском и
осетинском. Изучение русского и осетинского языков, а также иностранного в начальной школе
способствует осознанию учащимися своей принадлежности к определенному лингвоэтносу, к
гражданскому обществу России и к международному сообществу. Школьники учатся общаться в
условиях диалога и полилога культур, толерантно воспринимать проявления различных культур.
Обучение осетинскому языку закладывает основу для формирования универсальных учебных
действий. Младшие школьники осознают смысл и ценность учебной деятельности, учатся
овладевать знаниями, самостоятельно работать над языком, что служит основой для
последующего саморазвития и самосовершенствования.
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к
предметной области «Осетинский язык (как второй)». Программа ориентирована на
сопровождение и поддержку курса осетинского языка, входящего в предметную область «Родной
язык и литературное чтение».
Содержание предмета «Осетинский язык (как второй)» направлено на удовлетворение
потребности обучающихся в изучении осетинского языка как инструмента познания
национальной культуры и самореализации в ней.
В курсе осетинского языка выделяются следующие содержательные линии: коммуникативные
умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме;
языковые
навыки
(фонетические,
лексические,
грамматические);
социокультурная
осведомленность; универсальные учебные действия.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ (КАК ВТОРОЙ)»
Общей целью обучения осетинскому языку в начальных классах является формирование
элементарной коммуникативной компетенции младших школьников на доступном для них уровне
в четырех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Изучение осетинского языка младшими школьниками направлено на достижение следующих
целей:
• учебная: формирование умения общаться на осетинском языке на элементарном уровне с
учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и
говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;
• образовательная: приобщение детей к новому социальному опыту с использованием русского
и осетинского языков: знакомство младших школьников с доступными образцами
художественной литературы на осетинском языке, воспитание дружелюбного отношения к
представителям различных национальностей;
• развивающие: развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших
школьников, а также универсальных учебных умений; укрепление учебной мотивации в изучении
осетинского языка;
• воспитательные: воспитание нравственных качеств личности обучающихся, чувства
патриотизма, и разностороннее развитие младшего школьника средствами осетинского языка).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК ВТОРОЙ)»
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования учебный предмет «Осетинский язык (как второй)» входит в предметную
область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для
изучения.

В

Содержание учебного предмета «Осетинский язык (как второй)» в 1 классе рассчитано на общую
учебную нагрузку в объёме 99 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В курсе осетинского языка выделяются следующие содержательные линии: коммуникативные
умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме;
языковые
навыки
(фонетические,
лексические,
грамматические);
социокультурная
осведомленность; универсальные учебные действия.
Предметное содержание устной и
письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, интересам и
возрастным особенностям младших школьников. Предметное содержание речи включает
следующие темы:
Знакомство. С главными действующими героями учебников. С одноклассниками, учителем,
персонажами детских произведений: имя, фамилия, возраст. Приветствие, прощание.
Я и моя семья. Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, профессии, хобби.
Межличностные отношения в семье. Традиции и обычаи в семье. Уважительное отношение к
старшим. Распорядок дня. Любимая еда. Напитки.
Национальные блюда. Праздники. Дни рождения. Подарки. День осетинского языка.
Мои увлечения. Мои любимые занятия. Кружки. Спорт. Виды спорта. Любимые сказки, басни,
стихи, песни. Выходной день. В кафе. В зоопарке. Поведение в общественных местах.
Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения. Письмо другу. Положительные
качества человека. Что такое хорошо и что такое плохо. Уважительное отношение друг к другу.
Игры.
Моя школа. Описание школы. Начало учебного года. Праздник в школе. Классная комната,
учебные предметы, школьные принадлежности. Уроки. Учебные занятия на уроках.
Межличностные отношения между одноклассниками. Отношение к учебе. Каникулы.
Мир вокруг меня. Мой дом (квартира, комната: названия комнат, размер, предметы мебели).
Условия проживания людей в городской, сельской и горной местности. Древняя архитектура.
Времена года. Природа. Погода. Зимние игры детей. Домашние и дикие животные, птицы. Жизнь
животных и птиц в различные времена года. Жизнь животных в зверинце. Труд людей.
Наша страна и моя Родина. Общие сведения о России, столица, писатели, поэты. Осетия,
столица. Города и села. Писатели, поэты. Выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру.
Герои Великой Отечественной войны. Небольшие произведения для детей (скороговорки,
пословицы, загадки, считалочки, ребусы, кроссворды, сказки, песни, стихи).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов.
В соответствии с требования ФГОС в структуре планируемых результатов отдельными разделами
представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение
обеспечивается всей совокупностью учебных предметов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Осетинский язык (как второй)» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты при реализации основных
направлений воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение
осетинского языка, отражающего историю и культуру страны;
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину
и родной край – Осетию, осознание своей этнической и национальной принадлежности,

формирование ценностей многонационального российского общества;
формирование
уважительного отношения к истории и культуре других народов;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием
адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в
искусстве слова; осознание важности осетинского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в
процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения на осетинском языке;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из
художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании, в том числе познавательный интерес к изучению осетинского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметными результатами изучения осетинского языка в начальной школе являются:
• развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах
речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
• развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые
и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
• расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
• развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование
мотивации к изучению осетинского языка;
• овладение умением координированной работы с разными компонентами учебнометодического комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными
материалами и т. д.).
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей;
• освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, самооценки);
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами обучения на доступном для младшего школьника уровне;
- умение работать в группе и определять общую цель и пути ее достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными результатами изучения осетинского языка как второго в начальной школе
является развитие коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности,
формирование языковых навыков, развитие социокультурной осведомленности.
Виды речевой деятельности
Говорение: вести и поддерживать элементарный диалог: этикетный, диалог-расспрос
(односторонний и двусторонний), диалог-обмен мнениями, суждениями), диалог-побуждение к
действию (объем диалогического высказывания – 3-4 реплики с каждой стороны); • кратко
описывать и характеризовать предмет, картинку, персонаж; • рассказывать о себе, своей семье,
друге, школе, родном крае, стране и т.п. в пределах тематики начальной школы (объем
монологического высказывания – 6-7 фраз).
Аудирование: понимать на слух: речь учителя по ведению урока, связные высказывания учителя,
построенные на знакомом материале или содержащие некоторые незнакомые слова; выказывания
одноклассников; небольшие тексты и сообщения, построенные на изученном речевом материале
как при непосредствен ном общении, так и при восприятии аудиозаписи; содержание текста на
уровне значения (уметь отвечать на вопросы по содержанию текста); • понимать основную
информацию услышанного текста; • извлекать конкретную информацию из услышанного текста; •
понимать детали текста;• вербально или невербально реагировать на услышанное.
Чтение: владеть техникой чтения, т.е. научиться читать: • соотносить графический образ
осетинского слова с его звуковым образом; • с помощью (изученных) правил чтения и с
правильным словесным ударением;• написанные цифрами слова, обозначающие время,
количественные и порядковые числительные и даты;• с правильным логическим и фразовым
ударением простые нераспространенные предложения; основные коммуникативные типы
предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные);• с
определенной скоростью, обеспечивающей понимание читаемого.
владеть умением читать, т.е. научиться: • читать небольшие различных типов тексты с разными
стратегиями, обеспечивающими понимание основной идеи текста, полное понимание текста и
понимание необходимой (запрашиваемой) информации;• читать и понимать содержание текста на
уровне значения, т.е. суметь на основе понимания взаимоотношений между членами простых
предложений ответить на вопросы по содержанию текста;
Письмо: правильно списывать; выполнять лексико-грамматические упражнения; делать подписи
к рисункам.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Къорнаты З., Джыбылаты И.Дзурæм æмæ кæсæм иронау: ахуыргæнæн чиныг 1-æм къласæн
(ирон æвзаг дыккаг кæмæн у, уыцы ахуыргæнинæгтæн). 3-аг рауагъдад.- Дзæуджыхъæу: СЕМ,
2019 – 130 ф.
2. Къорнаты З., Джыбылаты И.Фыссæи иронау: къухфыст ахуыргæнæн чиныгмæ 1-аг къласæн
(ирон æвзаг дыккаг кæмæн у, уыцы ахуыргæнинæгтæн). 3-аг рауагъдад.- Дзæуджыхъæу: СЕМ,
2019 – 37 ф.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Къорнаты З., Саламаты Л. Дзурæм иронау: Базовый курс осетинского языка Медиа-Полис,
2012.- 336 с.
2. Майрæмыхъуаты Ф.А. Грамматикон аргъæуттæ – Дзæуджыхъæу: Олимп.- 2006.- 16 с.
3. Майрæмыхъуаты Ф.А. Нывмæ гæсгæ куыст ирон æвзаджы урокты. Дзæуджыхъæу. СОРИПКРО.
- 2021.- 87 с.

4. Майрамукаева Ф.А. Игровые технологии на уроках в обучении осетинскому языку.Владикавказ: СОРИПКРО, 2021.- 87 с.
5. Словари на IRISTON.COM http://slovar.iriston.com/
6. Осетинско-русский словарь https://osetinsko-russkij-slovar.slovaronline.com/
7. Сидахъаты А.А. Зæрдылдаринæгтæ райдайæн кълæсты ахуыргæнинæгтæн æххуысæн.
СОРИПКРО. Дзæуджыхъæу.- 2020.- 50 с.
8.Цгъойты Белла. Ирон-уырыссаг нывджын дзырдуат. – Дзæуджыхъæу: СЕМ, 2019 – 210 ф.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Бæрзæфцæг https://vk.com/barzafcag http://vk.com/wall-33833481_2464
2. http://nslib.tmweb.ru/ Национальная научная библиотека РСО-Алания
3. www.iriston.ru Новости об Осетии, музыка, литература, форум
4. iratta.com Осетинская история, сказки, музыка, фотографии, новости, форум
5. iriston.com История и культура Осетии
6. ossetians.com Сайт об осетинах
7. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html

8. historyalans.narod.ru Англоязычный сайт: аланы, скифы, фотогалерея
9. baragbonta.ru Барагбонта.
10. http://aors.narod.ru/ История и культура Осетии
11. http://iratta.com
12.https://ironau.ru/skola.html
13. https://disk.yandex.ru/d/T2OCkw5Dah9TdQ
14. Цифровая образовательная среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Проведение занятий по дисциплине осуществляется в стандартных учебных
классах общеобразовательных организаций.
В образовательном процессе используются:
 учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, учебная доска;
 интерактивная доска и стационарный или переносной комплекс мультимедийного
оборудования;
 компьютерный класс с выходом в Интернет.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
 учебная доска, интерактивная доска и стационарный или переносной комплекс
мультимедийного оборудования;
 компьютерный класс с выходом в Интернет.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».