ФРП по ОРКСЭ для 4 класса на 2024-2025 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль
«Основы мировых религиозных культур») составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной
программы по «Основы религиозных культур и светской этики» (Учебное пособие для
общеобразовательных учреждений) Авторы: А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов,
А.Я. Данилюк. (М. «Просвещение», 2018 г.)
Курс рассчитан на 34 учебных занятия ( 1 час в неделю)

Цель учебного курса ОРКСЭ
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа
России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской
культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для
достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных
обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих
основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении
гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира
и согласия.
Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как
целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного
многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской
жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
Знакомство с новым предметом ОРКСЭ
Россия - наша Родина. Духовные ценности человечества. Культура. Религия. Возникновение религий.
Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Священные
сооружения. История религий в России.
Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях
Древние верования и религиозные культы. Рассказ Сэнди о верованиях коренного населения
Австралии. Рассказ Алекса о верованиях коренного населения Америки. Акико рассказывает о
мифологии и культуре Японии. Саша рассказывает о верованиях древних славян.
Иудаизм
Представление о Боге в иудаизме. Мир и человек в иудаизме. Тора и заповеди. О чем говорит
иудейский Закон. Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме.
Христианство
Представление о Боге и мире в христианстве. Представление о человеке в христианстве. Библиясвященная книга христиан. Православие. Католицизм. Протестантизм.
Ислам
Представление о Боге и мире в исламе. Пророк Мухаммед. Коран и Сунна. Столпы ислама.
Праздникиислама. Священные города и сооружения ислама.
Буддизм

Жизнь Будды. Учения Будды. Духовные наставники и священные сооружения буддизма. Священные
тексты буддизма.
«Золотые правила нравственности»
«Золотые правила нравственности». Не совсем обычный урок. Интересный разговор.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно
направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
 Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину;
 Формирование образа мира как единого и целостного при
разнообразии культур,
национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
 Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
 Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
 Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих
эмоциональных состояний;
 Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
 Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также
находить средства её осуществления;
 формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их
выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
 адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных
технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
 умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного
построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
 овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации,
установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения
к известным понятиям;
 готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
 определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей
в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Требования к предметным результатам:
 знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг,
милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа
России;

знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании
конструктивных отношений в обществе;
 формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и
современности России;
 осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Программа включает следующие разделы:
1. Знакомство с новым предметом ОРКСЭ
2. Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях
3. Иудаизм
4. Христианство
5. Ислам
6. Буддизм
7. «Золотые правила нравственности»
Основной формой организации учебного процесса в 4 классе (при изучении основ мировых
религиозных культур) является традиционный школьный урок. Для закрепления изученного материала
проводится беседа (собеседование). В 4 классе (при освоении нравственных основ мировых религиозных
культур) беседа является основной формой проведения занятий. Занятия по курсу
«Основы мировых религиозных культур» рекомендуется сопровождать демонстрацией изображений,
совместным чтением и другими источниками, прослушиванием произведений, уроками- экскурсиями.


Учебный предмет «Основы мировых религиозных культур и светской этики» является
приоритетным для формирования следующих УУД:
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
– совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);
– совместно с учителем составлять план решения проблемы;
– работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с
помощью учителя;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других
учащихся.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация
понадобится для решения учебной задачи в один шаг;
– отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных
учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;
– добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица,
схема, рисунок и др.);
– читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать
будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного;
выделять главное; составлять план;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять
причины явлений и событий;
– перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного
текста;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста,
таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
– доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с
учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
– доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её,
приводя аргументы;
– слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть
готовым изменить свою точку зрения;

– договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в
группе.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как
целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного
многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных
культур», должно обеспечить:
 понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и
общества;
 формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
 знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их
понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
 укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития
культурных и духовных ценностей.
Основные формы и виды учебной деятельности в рамках преподавания курса
Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса
«Основы религиозных культур и светской этики» основываются на оптимальном сочетании различных
методов обучения:
 словесных (решают задачу формирования теоретических и фактических знаний и способствуют
развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности);
 наглядных (решают задачи развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания
художественного вкуса, способствуют формированию культурной эрудиции);
 практических, проблемно-поисковых и методов самостоятельной работы (необходимы для
закрепления теоретических знаний и способствуют совершенствованию умений практической деятельности
в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса);
 репродуктивных (необходимы для освоения фактических знаний, развития памяти,
совершенствования навыков учебного труда)
Важное место в реализации курса ОРКСЭ занимает работа в группах, которая позволяет ученикам
получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает, при правильной ее организации, эффект
включенности в общую работу класса.
При организации работы в группах необходимо учитывать личностные характеристики учащихся,
степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности,
уровень владения общекультурным материалом, степень самостоятельности в овладении способами
оптимизации учебной деятельности. Одна из задач, о которых должен помнить учитель, планируя работу
в группах, – это создание перспективы получения индивидуального образовательного результата каждым
учеником. Работа младших школьников в группе не должна превышать 10-15 минут и проходить в общей
благоприятной атмосфере заинтересованности как содержанием предмета, так и результатом собственной
учебной деятельности.
Драматизация (театрализация) предоставляет возможность для самопрезентации учащихся. Она
может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации домашнего задания,
либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся. Максимальный педагогический эффект
достигается при условии активного участия детей во всех этапах деятельности: в написании сценария,
распределении ролей, режиссуре, сценографии, костюмировании и т.д. Каждый из этих этапов может
быть поручен отдельной творческой группе.
Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во
внеурочной деятельности учащихся в качестве домашнего задания (например, взять интервью по
определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников и т.п.). В формате интервью может
осуществляться также рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы
для интервью должны быть разработаны самими учащимися и направлены на раскрытие определенной
проблемы, которую они выбирают самостоятельно или вместе с учителем.
Составление словаря-глоссария является сквозным видом учебной деятельности, который
проходит через все уроки курса, способствуя систематизации и усвоению учебного материала.

Содержание глоссария составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного
модуля и являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого
материала. При составлении словаря учащимся важно не просто отобрать наиболее удачное определение
понятия или попытаться его сформулировать самостоятельно, но и объяснить, почему данное понятие
является значимым для конкретной культуры. Целесообразно включать работу над составлением
понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя таким образом его итоги, а в завершении
изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.
Сочинение. Сочинение позволяет достаточно объективно раскрыть степень освоения материала,
уровень развития когнитивных навыков,
а также дает возможность учащимся сформулировать
собственную позицию по изучаемой проблеме и выразить точку зрения, которую учащийся, по тем или
иным причинам, не решался высказать публично на уроке или в рамках групповой работы. Учащимся
можно предложить темы творческих работ на выбор. Важно, чтобы они были оригинальными,
стимулирующими фантазию, образное мышление и позволяли переосмыслить информацию с новых
позиций, провести параллель между историческими и культурными событиями далекого прошлого и
современностью. Например, на уроке по иудейской культуре группе учащихся можно предложить
представить себя журналистами, оказавшимися в древнем Египте с заданием написать газетную статью о
Моисее и иудейском народе, пребывавшем в плену.
Эссе. Размышления на определенную тему по собственному выбору. ( Например, одной из тем
может быть анализ явление чуда в жизни человека. Учитель может спросить учащихся случались ли в их
жизни чудесные события и как они их воспринимали, и предложить написать об этом.)
Создание галереи образов. Формирует образное восприятие изучаемого материала, установление
внутренних связей курса на визуальном уровне. Эта работа способствует формированию культурной
эрудиции учащихся. Содержанием галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал:
фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений,
фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для
рассматриваемой религиозной культуры. Галерея образов может представлять собою выставку,
оформленную учащимися,
или,
благодаря внедрению в учебный процесс информационнокоммуникационных технологий, иметь виртуальный характер (например, в виде презентации,
подготовленной с использованием программы Power Point). Желательно, чтобы каждый «экспонат»,
помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией, работа над которыми – еще один этап
закрепления теоретических сведений.
Использование информационно-коммуникационных технологий. В сети Интернет учащиеся могут
найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока и самостоятельно его
оформить. Важным преимуществом применения ИКТ на уроке является их адресность, возможность
гибкого учета потребностей и возможностей конкретной аудитории учащихся,
а также задач,
выдвигаемых учителем. Обращение в рамках компьютерной презентации к памятникам живописи,
скульптуры, архитектуры позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся на ключевых
характеристиках изучаемого материала, осуществить процесс «свертывания» информации. Ресурсы сети
Интернет являются также незаменимым источником для проведения заочных экскурсий, поиска
справочной информации по теме. (Уникальные возможности предоставляет, например, ресурс Google Art
Project (http://www.googleartproject.com), где представлены экспонаты ведущих художественных музеев и
картинных галерей мира, 3D модели залов.)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков ОРКСЭ в 4 классе 2023-2024 уч.год
№

Тема

Виды деятельности

Дата
пла
н

1

Россия – наша
Родина.

Беседа, комментирование чтение, устный рассказ на
тему, работа с иллюстративным материалом,
самостоятельная работа с источниками информации,
подготовка творческой беседы с членами семьи

23

Культура и религия

Беседа, комментированное чтение, устный творческий
рассказ на тему, работа с иллюстративным
материалом, самостоятельная работа с источниками
информации, подготовка творческой беседы с членами
семьи

4

Возникновение
религий.
Древнейшие
верования

Коллективная
рефлексия,
предусмотренная
электронном сопровождении к уроку. Игра с
анаграммами. Возникновение первых религиозных
верований. Возникновение первой монотеистической
религии – иудаизма.

5

Возникновение
религий. Религии
мира и их
основатели

Коллективная
рефлексия,
предусмотренная
электронном сопровождении к уроку. Игра с
анаграммами. Возникновение первых религиозных
верований

6

Священные книги
Возникновение древнейшей письменности. Появление
религий мира. Веды, первых рукописных текстов. Первые священные
Авеста, Трипитака
книги.

7

Священные книги
религий мира. Тора,
Библия, Коран

8

Хранители предания Работа над понятием хранитель: происхождение,
в религиях мира
значение, « кто такой хранитель предания?» человек?

Возникновение древнейшей письменности. Появление
первых рукописных текстов. Первые священные
книги.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на
тему, работа с иллюстративным материалом,
самостоятельная работа с источниками информации,
подготовка творческой беседы с членами семьи
9

10

Добро и зло.
Понятие греха,
раскаяния и
воздаяния.

Работа над понятием хранитель: происхождение,
значение, « кто такой хранитель предания?» человек?

Добро и зло.
Понятие греха,

Работа с понятиями добро, зло, грех; выписывание из
толкового словаря определения этих понятий.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на
тему, работа с иллюстративным материалом,
самостоятельная работа с источниками информации,
подготовка творческой беседы с членами семьи

факт Кор-ка

раскаяния и
воздаяния.

Примеры добрых, злых поступков ( из личного опыта
или из литературы).

11

Человек в
религиозных
традициях мира

Коллективная
рефлексия,
предусмотренная
электронном сопровождении к уроку

12

Священные
сооружения

Составление таблицы «Священные сооружения»? В
чем особенности каждого из сооружений? Похожи ли
они на священные сооружения православной и
иудейской культуры? Как вы думаете, почему?
Нахождение в своем городе (поселке, деревне)
священное сооружение исламской ( или изображение в
книге,
Интернете).
Сравнение
особенностей
свойственных
этим
религиям.
Беседа,
комментированное чтение, устный рассказ на тему,
работа с иллюстративным материалом, составление
плана, самостоятельная работа с источниками
информации, подготовка творческой беседы с членами
семьи

13

Священные
сооружения

14

Искусство в
религиозной
культуре

Составление таблицы «Священные сооружения»? В
чем особенности каждого из сооружений? Похожи ли
они на священные сооружения православной и
иудейской культуры? Как вы думаете, почему?
Нахождение в своем городе (поселке, деревне)
священное сооружение исламской ( или изображение в
книге,
Интернете).
Сравнение
особенностей
свойственных
этим
религиям.
Беседа,
комментированное чтение, устный рассказ на тему,
работа с иллюстративным материалом, составление
плана, самостоятельная работа с источниками
информации, подготовка творческой беседы с членами
семьи

15

Искусство в
религиозной
культуре

16

Творческие работы
ученика

17

Творческие работы
ученика

18

История религий в
России

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на
тему, работа с иллюстративным материалом,
составление плана, самостоятельная работа с
источниками информации, подготовка творческой
беседы с членами семьи

19

История религий в
России

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на
тему, работа с иллюстративным материалом,
составление плана, самостоятельная работа с
источниками информации, подготовка творческой
беседы с членами семьи

Иметь представление: Искусство в религиозной
культуре христианства ислама, иудаизма., буддизма;
понять: священные сооружения разных религий можно
назвать искусством; что при всем различии их
объединяет
высокая
духовность
и
высокий
художественный уровень.

20

Религиозные
ритуалы. Обычаи и
обряды

21

Религиозные
ритуалы. Обычаи и
обряды

22

Паломничества и
святыни.

23

Праздники и
календари

24

Праздники и
календари

25

Религия и мораль.
Нравственные
заповеди в религиях
мира.

26

Религия и мораль.
Нравственные
заповеди в религиях
мира.

27

Милосердие, забота
о слабых,
взаимопомощь.

Обсуждение в группах: милосердие в религиях; Можно
ли научиться милосердию? А надо ли учиться
милосердию? Зачем? Можно ли этому научиться?

28

Семья.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на
тему, работа с иллюстративным материалом,
составление плана, самостоятельная работа с
источниками информации, подготовка творческой
беседы с членами семьи

29

Долг, свобода,
ответственность,
труд.

Беседа, комментированное чтение, работа с
иллюстрацией, самостоятельная работа с источниками
информации, творческие задания, участие в учебном
диалоге. Работа в парах.

30

Любовь и уважение
к Отечеству.

Беседа, комментированное чтение, работа с
иллюстрацией, самостоятельная работа с источниками
информации, творческие задания, участие в учебном
диалоге.

Беседа с учащимися по вопросам: В вашей семье
существуют традиции, ритуалы? Если да, то
отличаются ли они религиозных? Чем? В чем
особенности религиозных ритуалов и обрядов?
Подготовка к беседе с членами семьи: о возникновении
ритуалов и обрядов
Работа с иллюстративным материалом. Возможные
вопросы: Как вы думаете, какие религиозные праздник
здесь изображены?

Беседа, комментированное чтение, работа с
иллюстрацией, самостоятельная работа с источниками
информации, творческие задания, участие в учебном
диалоге.

Работа в парах.
31

Подготовка
творческих
проектов.

Групповая творческая и самостоятельная работа
учащихся.

32

Выступление
учащихся со своими
творческими
работами

Групповая творческая и самостоятельная работа
учащихся.

33

Выступление
учащихся со своими
творческими
работами

Групповая творческая и самостоятельная работа
учащихся.

34

Презентация
творческих
проектов

Групповая творческая и самостоятельная работа
учащихся.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».