РП внеурочной деятельности по математике для 3 класса «Занимательная математика»

Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Занимательная математика» для 3 класса составлена
на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования в соответствии с документами:
ФГОС НОО ( Приказ №373 от 06.10.2009г)
Основной образовательной программой
начального общего образования
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной
общеобразовательной школы с. Раздольного.
программы факультатива «Занимательная математика» для внеурочной
деятельности младших школьников 3 класса Е.Э. Кочуровой (Сборник
программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. –
М.: Вентана - Граф, 2014. Программа ориентирована на учащихся 1 уровня
обучения (начальная школа), 7-9 лет.
Цель программы:
- воспитание любознательного, активно познающего мир младшего школьника,
обучение решению математических задач творческого характера, создание условий и
содействие интеллектуальному развитию детей.
задачи:
 развитие математических способностей;
 расширение математического кругозора и эрудиции учащихся;
 формирование элементов логической и алгоритмической грамотности,
 коммуникативных умений
 формирование приемов умственных операций младших школьников (анализ,
синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и
планировать свои действия.
 развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей,
умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие
умозаключения.
Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями,
устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть
себя глазами окружающих.
 расширение математического кругозора и эрудиции учащихся.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир
младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и
поискового характера будут проходить более успешно, если урочная
деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь курс
«Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и
эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных
универсальных учебных действий. Курс предназначен для развития
математических способностей учащихся, для формирования элементов
логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений
младших школьников с применением коллективных форм организации занятий
и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях
ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное
«открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение
элементарными
навыками
исследовательской
деятельности
позволят

обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих
силах.
Место учебного курса «Занимательная математика» в учебном плане
По учебному плану на проведение занятий внеурочной деятельности кружка
«Занимательная математика» в 3 классе отводится 34 часов (1 час в неделю, 34
учебных недель).
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса
к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения
анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу
творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей
применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Общая характеристика программы.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых
определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и
необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся
желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию
умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать
изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать
выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность
научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить
выход-ответ. Кружок «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности
младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной
деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в
программу включены подвижные математические игры, последовательная смена
одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к
передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на
листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий
важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к
другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации целесообразно
использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного
перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава.
Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний,
соревнований между командами.
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
— освоение эвристических приёмов рассуждений;
— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие
гипотезы;
—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на
занятиях.

Предполагаемые результаты курса:
1- приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и
повседневной жизни;
2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к
социальной реальности в целом;
3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой частной задачи;
-умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия
успешности учебной деятельности;
-понимание причин успеха в учебной деятельности;
-умение определять границы своего незнания, преодоление трудности с помощью
одноклассников, учителя;
-представление об основных моральных нормах
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения
задач;
- адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной
деятельности;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживать им
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных
действий в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством
учителя;
- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
- различать способы и результат действия;
- адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя
Обучающийся получит возможность научиться:
- прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
- проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать
объекты по заданным признакам;
- анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения;
- находить сходства, различая, закономерности, основания для упорядочивания
объектов;

- классифицировать объекты по заданным критериям и
формулировать названия
полученных групп.
- устанавливать закономерности, соотношения между объектами в процессе
наблюдения и сравнения;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- выделять в тексте основную и второстепенную информацию;
-формулировать проблему;
-строить рассуждения об объекте, его форме и свойствах;
- устанавливать причинно- следственные отношения между изучаемыми понятиями и
явлениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить индуктивные дедуктивные рассуждения по аналогии;
- выбирать рациональный способ на основе анализа различных
вариантов
решения задачи;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинноследственных связей;
- различать обоснованные и необоснованные суждения;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового
характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- принимать участие в совместной работе коллектива;
- вести диалог, работая в парах, группах;
- допускать существование различных точек зрения, уважать их точку зрения,
уважать чужое мнение;
- координировать свои действия с действиями партнёров;
- корректно высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;
- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль совместных действий;
- совершенствовать математическую речь;
- высказывать суждения, используя различные аналоги понятия, слова,
словосочетания, уточняющие смысл высказывания;
Обучающийся получит возможность научиться:
-критически относиться к своему и чужому мнению;
- уметь самостоятельно и совместно планировать
деятельность и
сотрудничество;
- принимать самостоятельно решения;
- содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.

Учебно- тематическое планирование
кружка «Занимательная математика»
№
п/
п
1

Дата
по
плану

Тема

Содержание

фактиче
ски

Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных задач.
Определение целей работы кружка.

2

Числовой конструктор.

Числа от 1 до 1000. Составление
трёхзначных чисел с помощью
комплектов карточек с числами

3

Геометрия вокруг нас.

4
5

Волшебные переливания.
В царстве смекалки

Конструирование многоугольников
из одинаковых треугольников.
Задачи на переливание.
Решение нестандартных задач ( на
отношения) Сбор информации для
математической газеты.

6

В царстве смекалки.

Выпуск математической газеты.

7

Шаг в будущее.

8

« Спичечный» конструктор

Игра « Крестики – нолики» на
бесконечной доске. И др.
электронные игры
Построение конструкций по
заданному образцу.

9

« Спичечный « конструктор

Перекладывание спичек в
соответствии с условием.

10

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов,
содержащих числа. Заполнение
судоку.

11

Интеллектуальная разминка

Работа в центрах деятельности:
конструкторы, электронные
математические игры, работа на
компьютере, математические
головоломки, занимательные задачи

12

Интеллектуальная разминка

13

Математические фокусы.

Порядок выполнения действий в
числовых выражениях, соединение
чисел знаками действий

14

Математические игры

Построение математических
пирамид

Работа в центрах деятельности:
конструкторы, электронные
математические игры, работа на
компьютере, математические
головоломки, занимательные
задачи

15

Секреты чисел

Числовой палиндром- число,
которое одинаково читается слева
на право и справа налево. Запись
числа тремя одинаковыми цифрами.

16

Математическая копилка

Составление сборника числового
материала, взятого из жизни, для
составления задач ( вырезки из
журналов и газет)

17

Математическое путешествие

Вычисление в группах

18

Выбери маршрут

Единица длины километр.
Составление карты путешествия на
определённом транспорте по
выбранному маршруту.

19

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов,
содержащих числа. Заполнение
судоку

20

В царстве смекалки

Решение нестандартных задач ( на
отношения) Сбор информации для
математической газеты.

21

В царстве смекалки

Выпуск математической газеты.

22

Мир занимательных задач.

23

Геометрический калейдоскоп

Задачи со многими возможными
решениями, с недостающими и
избыточными данными, на
доказательство
Конструирование
многоугольников из заданных
элементов, из деталей танграма

24

Интеллектуальная разминка

Работа в центрах деятельности

25

Разверни листок

Задачи и задания на развитие
пространственных представлений

26

От секунды ДО столетия

27

От секунды до столетия

28

Числовые головоломки

29

Конкурс смекалки

Время и его единицы.. Одна
секунда из жизни класса. Цена
одной минуты.
Что происходит за одну минуту в
городе, стране. Что успеет ученик
за минуту, час, сутки- сбор
информации.
Решение и составлении ребусов
содержащих числа, заполнение
какуро
Задачи в стихах, задачи – шутки.

30

Это было в старину

Старинные русские меры длины и
массы: пядь, аршин, вершок, верста,
пуд, фунт. Решение старинных
задач.

31

Математические фокусы

Алгоритм умножения трёхзначного
числа на однозначное. Поиск
спрятанных цифр в записи решения.

32

Энциклопедия математических
развлечений

Составление сборника
занимательных заданий,
использование различных
источников информации

33

Энциклопедия математических
развлечений

Составление сборника
занимательных заданий,
использование различных
источников информации

34

Математический лабиринт

Итоговая квест- игра


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».