РП кружка по русскому языку Занимательный русский язык для 1 класса на 2024-2025 учебный год .

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития
личности «Занимательный русский язык» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для
учащихся начальных классов и рассчитана на 1год обучения.
Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным
планом.
Программа «Занимательный русский язык» предназначена для работы с учащимися 1 класса
и рассчитана на 1 год обучения. Всего 33 часа.

Пояснительная записка.
Рабочая образовательная программа по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для
1 класса составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
•

•

Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего
образования утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в
ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357
Программа составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенковой.

•
•

Устав школы;
Образовательная программа начального общего образования МБОУ с. Раздольного

•

Учебный план МБОУ ООУ ООШ с. Раздольного

•

Основная цель: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих
занятий.
Задачи :
 Развитие лингвистических компетенций учащихся.
 Формирование любви и уважения к русскому языку.
 Развитие познавательных способностей младших школьников
 Развитие творческих способностей младших школьников.
 Расширение кругозора учащихся.

Курс «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс специально разработанных
развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных
учащимися на уроках русского языка, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению,
а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их
психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного
восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.
Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится
на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах,

грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению
русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В сфере личностных, универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция
школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы,
ориентация на моральные нормы и их выполнение
Метапредметным результатом изучения курса в первом классе является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД)
В сфере регулятивных универсальных учебных действий, включая способность принимать и
сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои
действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знаковосимволические средства, в том числе овладевают действие моделирования, а также широким спектром
логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения
учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с
учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и
условия деятельности в речи.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Речь устная и письменная
Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная и речь письменная.
2. Что такое слово?
Понятие слова, знакомство с ребусом.
3. В мире звуков
Уточнение представления детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонематический
слух»
4. Игротека
Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма»
5. Звуки и буквы – не одно и то же
В чем заключается различие между звуками и буквами
6. Что такое метограммы?
Знакомство с метограммами. Разгадывание метограмм.
7. Жили были гласные и согласные.
Отличия гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и
согласных букв.
8. Игротека
Повторение: буквы и звуки, буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метограмм.
9. Волшебник Ударение.
Роль ударения в слове. Понятие «омограф»
10. Такие разные согласные

Способы отличия твердых согласных звуков от мягких
11. Такие разные, разные согласные
Парные и непарные звонкие и глухие согласные
12. Игротека
Поиск амографов в предложении. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении
различать гласные и согласные, согласные по звонкости –глухости, твердости-мягкости.
Решение метограмм. Рифмование слов.
13. Русские народные загадки
Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и
признаков загаданного предмета.
14. Зачем шипят шипящие?
Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима»
15. Познакомьтесь: алфавит!
Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнение в правильном назывании букв и звуков.
16. Игротека
Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись
слов в алфавитном порядке.
17. Привет, пословица!
Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы.
18. Поговорим о предложении
Разновидности предложений по цели высказывания. Упражнение в умении различать данные
предложения, приводить примеры.
19. Еще немного о предложении
Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные
предложения с соответствующей интонацией.
20. Игротека
Понятие «Шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту.
21. Знакомимся с анаграммами
Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы.
22. Что такое текст?
Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии
картинок, определять тему и основную мысль текста.
23. Что мы пишем с большой буквы?
Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена
собственные.
24. Игротека
Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и
основной мысли текста. Упражнение в написании имен собственных с заглавной буквы.
25. О безударных гласных
Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе
их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные
ошибки.
26. О парных звонких и глухих согласных

Уточнение знаний о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении
подбирать проверочные слова
27. Слова - приятели
Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы к данным
словам, находить среди слов синонимичные пары
28. Игротека
Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождение среди
групп слов синонимов, подборе синонима к данному слову.
29. Слова – неприятели
Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к словам,
находить антонимичные пары в группе слов.
30. Волшебное слово предлог
Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги,
писать их раздельно со следующим словом.
31. Что за зверь такой - фразеологизм?
Знакомство с фразеологизмами и их значением. Упражнение в умении подбирать к ситуации
соответствующий фразеологизм.
32. Игротека.
Понятие «Омоним». Упражнение в умении различать синонимы, омонимы, вставлять в
предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения.
33. Учимся различать слова разных частей речи
Упражнение в умении различать слова разных частей речи.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательный русский язык »
необходимы следующие принадлежности:



наличие лингвистических словарей;
наличие карточек с играми и заданиями;



наличие текстов для работы на занятиях;






подборка видеофрагментов;
подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
набор ЦОР по русскому языку.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мищенкова Л.В занимательный русский язык : задания по развитию познавательных Канакина
В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 2012 г.
2. способностей. Методическое пособие 1 класс. М.: изд-во РОСТ 2012
3. Л.В.Холодова. Занимательный русский язык. Рабочая тетрадь РОСТкнига 2014
4. О.А. Холодова, Л.В. Мищенкова. Комплексные работы по текстам, рабочая тетрадь.2014

Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2013 г.
Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 2010 г.
Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов.
Самара. Издательство “Сам Вен”, 2010 г.
9. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 2010 г
10. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 2010 г.
11. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 2010 г.
12. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 2010 г.
13. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
14. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 2014 г.
5.
6.
7.
8.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».