1. Пояснительная записка
Программа по предмету "Физическая культура" на основе волейбола для обучающихся
5 - 9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
стандарта общего образования второго поколения, которая соответствует федеральному
компоненту государственного стандарта общего образования (Пр. №1089 Минобразования
РФ от 5 марта 2004), отвечает положениям Закона "Об образовании" в части духовнонравственного развития учащихся, основными положениями Концепции содержания
образования школьников в области физической культуры (2001), Федерального закона «О
физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007г. №329-ФЗ, в котором отмечается, что
организация физического воспитания в образовательных учреждениях включает в себя
проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных
образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными
стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими
упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ (гл.3 ст.
28. п.2.). Содержание программы основано на положениях нормативно-правовых актов
Российской Федерации:
• требования к результатам освоения образовательной программы по «Физической
культуре» основного общего образования (ГОС и ФГОС);
• Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
• Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.;
• Поручение Президента Российской Федерации от 02.10.2007г. №ПР-1766 «О
развитии физической культуры и спорта в образовательных учреждениях России»;
• Положение «Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до
2020года» в отношении модернизации системы физического воспитания детей,
подростков, молодежи, утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 07.08.2009года №1101-ф.
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010г. №889
• Методические рекомендации при подготовке учебных программ по предмету
«Физическая культура» приказ Министерства образования и науки России от 29
июля 2011г №1560;
• СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Рабочая программа спортивной секции «Волейбол» составлена в соответствии с
рекомендациями, изложенными в «Комплексной программе физического воспитания
учащихся 1 – 11 классов» (В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.: «Просвещение», 2012.).
Данная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и рассчитана на
1 год. Она ориентирована на учащихся 5-9 классов, в связи с чем при подборе упражнений
и нагрузок необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная
физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола,
правила соревнований
В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые
способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к
физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению
техническим и тактическим приемам игры.
В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в
соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для
повышения общей и специальной физической подготовки.
Цели и задачи
Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует
совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых
качеств.
Цель:
Сформировать у учащихся устойчивые потребности к регулярным занятиям физической
культурой и спортом. Научить играть в волейбол на общем уровне.
Задачи:
образовательные
-обучение техническим приёмам и правилам игры;
- обучение тактическим действиям;
- обучение приёмам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных
занятиях;
- овладение навыками регулирования психического состояния.
воспитательные
- выработка организаторских навыков и умения действовать в коллективе;
- воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в
свободное время;
- формирование потребности к ведению здорового образа жизни.
развивающие
- повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта;
- совершенствование навыков и умений игры;
- развитие физических качеств, укрепление здоровья, расширение функциональных
возможностей организма;
Основными задачами программы являются:
•
•
•
•
укрепление здоровья;
содействие правильному физическому развитию;
приобретение необходимых теоретических знаний;
овладение основными приемами техники и тактики игры;
•
•
•
•
воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма,
чувства дружбы;
привитие ученикам организаторских навыков;
повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по
волейболу;
подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу;
2. Общая характеристика учебного предмета.
Волейбол - спортивная командная игра, где каждый игрок действует с учетом
действий своего партнера. Каждая команда состоит из 6 игроков, которые действуют в
своих зонах. Игроков, находящихся у сетки (зоны 2,3,4) называют игроками передней
линии,
остальных
–
игроками
задней
линии.
Для
игры
характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение
интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой
деятельности приучают занимающихся подчинять свои действия интересам коллектива в
достижении общей цели, действовать с максимальным напряжением своих сил и
возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы, постоянно следить за
ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные
решения.
В учебном процессе волейбол используется как важное средство общей физической
подготовки учащихся. Широкое применение волейбола в системе физического воспитания
объясняется несколькими причинами:
• доступностью игры для любого возраста;
• возможностью его использования для всестороннего физического развития и
укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и в тоже время
использования его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при
организации досуга молодёжи;
• простотой правил игры, высоким зрелищным эффектом игрового состязания.
Эти особенности способствуют воспитанию у учащихся:
• чувства коллективизма;
• настойчивости, решительности, целеустремлённости;
• внимания и быстроты мышления;
• способности управлять своими эмоциями;
• совершенствованию основных физических качеств.
Данная программа по волейболу направлена на приобретение учащимися
теоретических сведений, овладение приемами техники и тактики, приобретения навыков
участия в игре и организации самостоятельных занятий. В ходе изучения данной
программы по волейболу учащиеся приобретают знания о месте и значении игры в системе
физического воспитания, о структуре рациональных движений в технических приёмах
игры, изучают взаимодействие игрока с партнерами в групповых действиях для успешного
участия в игре.
Практический раздел программы предусматривает:
• овладение техникой основных приёмов нападения и защиты;
• формирование навыков деятельности игрока совместно с партнёрами на основе
взаимопонимания и согласования;
• приобретения навыков организации и проведения самостоятельных занятий по
волейболу;
• содействие общему физическому развитию и направленное на совершенствование
физических качеств применительно к данному виду спорта.
Программа рассчитана на изучение, закрепление, совершенствование полученных
навыков и освоение более глубоких приёмов в течение года, избранного вида спорта, по
следующим разделам:
1. Общие основы волейбола.
2. Изучение и обучение основам техники волейбола.
3 Изучение и обучение основам тактики игры.
4. Основы физической подготовки в волейболе.
5. Воспитание физических качеств занимающихся волейболом.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа по волейболу рассчитана на 68 часов в год ( 2 часа в неделю).
При разработке учитывалось участие школы в районной спартакиаде школьных лиг
по традиционным видам спорта (футбол, баскетбол, волейбол, лёгкая атлетика). Также при
составлении программы учитывалась материально-техническая база школы. Срок освоения
программы рассчитан на 1 года обучения.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования ФГОС данная рабочая программ для 5-9 классов
направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты:
В области познавательной культуры: владение знаниями об индивидуальных
особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их
возрастным и половым нормативам; владение знаниями об особенностях
индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах
профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры; владение
знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями
оздоровительной и тренировочной направленности.
В области нравственной культуры: способность управлять своими эмоциями,
владеть культурой
общения и взаимодействия в процессе занятий физическими
упражнениями, игровой и соревновательной деятельности; способность активно включаться
в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать
участие в их организации и проведении.
В области трудовой культуры: умение обеспечивать оптимальное сочетание
нагрузки и отдыха;умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование,
спортивную одежду,
осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным
соревнованиям.
В области эстетической культуры: красивая (правильная) осанка, умение ее
длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений;
формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми
нормами и представлениями; культура движения, умение передвигаться красиво, легко и
непринужденно.
В области коммуникативной культуры: анализировать и творчески применять
полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой; находить
адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время игровой
деятельности.
В области физической культуры: владение навыками выполнения жизненно важных
двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в
различных изменяющихся внешних условиях; владение навыками выполнения
разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении
тестовых упражнений по физической
культуре.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
качественных универсальных способностей, проявляющихся в активном применении
знаний, умений обучающихся в познавательной и предметно-практической деятельности.
Метапредметные результаты проявляются в следующих областях культуры.
В области познавательной культуры: понимание физической культуры как явления
культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления,
физических, психических и нравственных качеств.
В области нравственной культуры: бережное отношение к собственному
здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости;
уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия,
терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
ответственное
отношение
к
порученному
делу,
проявление
осознанной
дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за
результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры: добросовестное выполнение учебных заданий,
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений; умение организовывать
места занятий и обеспечивать их безопасность.
В области эстетической культуры: понимание культуры движений человека,
постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их
целесообразностью и эстетической привлекательностью; восприятие спортивного
соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных
норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры: владение культурой речи, ведение диалога
в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и
уважения; владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты
совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений.
В области физической культуры:владение способами организации и проведения
разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного
наполнения;владение широким арсеналом двигательных действий и физических
упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное
их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и
физкультурно-оздоровительной деятельности;владение способами наблюдения за
показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической
подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении
самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результатыПриобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах
двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических
задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической
культурой. Предметные результаты проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:знания по истории и развитию спорта и
олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы
между народами; знание основных направлений развития физической культуры в обществе,
их целей, задач и форм организации;знания о здоровом образе жизни, его связи с
укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической
культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:способность проявлять инициативу и
творчество при организации совместных занятий физической культурой,
доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей
их здоровья, физической и технической подготовленности;умение оказывать помощь
занимающимся, при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и
объективно
оценивать
технику
их
выполнения;
способность
проявлять
дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и
соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:способность преодолевать трудности, выполнять
учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;способность
организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности,
обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования,
спортивной одежды.
В области эстетической культуры:способность организовывать самостоятельные
занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки,
подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости
от индивидуальных особенностей физического развития;способность вести наблюдения за
динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их,
соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:способность интересно и доступно
излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным
аппаратом;способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями,
аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения.
В области физической культуры:способность отбирать физические упражнения
по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы
для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;способность проводить
самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию
основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих
занятий.
5. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Способы двигательной деятельности.
Использовать занятия спортивные игры и спортивные соревнования для организации
индивидуального отдыха и досуга, укрепление собственного здоровья, повышение уровня
физических кондиций.
Физическое совершенствование
Выполнять комплексы упр-й по профилактике утомления и перенапряжения организма,
повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности.
Выполнять организующие команды и приемы из числа хорошо освоенных.
Выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках.
Выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях
учебной и игровой деятельности.
Выполнять тестовые упр-я на оценку уровня индивидуального развития основных
физических качеств.
Система, формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
•
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в соревнованиях, в
организации и проведении судейства. Подведение итогов по технической и
общефизической подготовке проводится 2 раза в год(декабрь, май), учащиеся
выполняют контрольные нормативы.
Контрольные испытания.
•
•
•
•
•
•
•
общефизическая подготовка.
Бег 30 м 6х5м . на расстоянии 5 м чертятся две линии – стартовая и контрольная. По
зрительному сигналу учащийся бежит. Преодолевая 5 м шесть раз. При изменении
движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.
Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней
следа при приземлении. Из трех попыток берется лучший результат.
Техническая подготовка.
Испытание на точность передачи. Устанавливаются ограничители расстояния и
высоты передачи. Каждый учащийся выполняет 5 попыток.
Испытание на точность передачи через сетку.
Испытания на точность подач.
Испытания на точность нападающего удара.
Испытания в защитных действиях.
Тактическая подготовка.
•
Действия при приеме мяча в поле. Основное содержание испытаний заключается в
выборе способа действия в соответствии с заданием, сигналом. Дается два
упражнения: 1) выбор способа приема мяча(по заданию). Дается 10 попыток.
Учитывается количество правильных попыток и качество приема. 2) выбор способа
действия: прием мяча от нападающего удара.
•
выход к сетке на страховку и прием мяча от скидки. Дается 10 попыток. Учитывается
количество правильно выполненных заданий и качество.