РП по родному языку (осетинскому) 1 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯАЛАНИЯ

УО АМС Моздокского района
МБОУ ООШ с. Раздольного
Рассмотрено
Заседанием пед.совета
от___августа 2022г.
Протокол № __

Утверждено
Директор школы
Распутняя С.Н._____
приказ №__от______2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Осетинский язык (как второй)»
для 1 класса начального общего образования
на 2022-2023
учебный год

Хадзиева Залина Тазаретовна,
Учитель родного (осетинского) языка
с.Раздольное, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по осетинскому языку для учащихся, не владеющих осетинским языком, для
обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования подготовлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
(Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования», зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г.
№ 64100); Программы по осетинскому языку для учащихся, не владеющих осетинским языком (111 классы), утвержденной Министерством образования и науки РСО-Алания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК
ВТОРОЙ)»
Специфика предмета «Осетинский язык (как второй)» деятельностный характер и
коммуникативная направленность процесса обучения, взаимосвязь с другими предметными
областями – открывает большие возможности для развития языковой личности младшего
школьника, способного к общению на двух государственных языках республики: русском и
осетинском. Изучение русского и осетинского языков, а также иностранного в начальной школе
способствует осознанию учащимися своей принадлежности к определенному лингвоэтносу, к
гражданскому обществу России и к международному сообществу. Школьники учатся общаться в
условиях диалога и полилога культур, толерантно воспринимать проявления различных культур.
Обучение осетинскому языку закладывает основу для формирования универсальных учебных
действий. Младшие школьники осознают смысл и ценность учебной деятельности, учатся
овладевать знаниями, самостоятельно работать над языком, что служит основой для
последующего саморазвития и самосовершенствования.
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к
предметной области «Осетинский язык (как второй)». Программа ориентирована на
сопровождение и поддержку курса осетинского языка, входящего в предметную область «Родной
язык и литературное чтение».
Содержание предмета «Осетинский язык (как второй)» направлено на удовлетворение
потребности обучающихся в изучении осетинского языка как инструмента познания
национальной культуры и самореализации в ней.
В курсе осетинского языка выделяются следующие содержательные линии: коммуникативные
умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме;
языковые
навыки
(фонетические,
лексические,
грамматические);
социокультурная
осведомленность; универсальные учебные действия.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ (КАК ВТОРОЙ)»
Общей целью обучения осетинскому языку в начальных классах является формирование
элементарной коммуникативной компетенции младших школьников на доступном для них уровне
в четырех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Изучение осетинского языка младшими школьниками направлено на достижение следующих
целей:
• учебная: формирование умения общаться на осетинском языке на элементарном уровне с
учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и
говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;
• образовательная: приобщение детей к новому социальному опыту с использованием русского
и осетинского языков: знакомство младших школьников с доступными образцами
художественной литературы на осетинском языке, воспитание дружелюбного отношения к
представителям различных национальностей;
• развивающие: развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших
школьников, а также универсальных учебных умений; укрепление учебной мотивации в изучении
осетинского языка;

• воспитательные: воспитание нравственных качеств личности обучающихся, чувства
патриотизма, и разностороннее развитие младшего школьника средствами осетинского языка).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК ВТОРОЙ)» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования учебный предмет «Осетинский язык (как второй)» входит в предметную
область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для
изучения.
Содержание учебного предмета «Осетинский язык (как второй)» в 1 классе рассчитано на общую
учебную нагрузку в объёме 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В курсе осетинского языка выделяются следующие содержательные линии: коммуникативные
умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме;
языковые
навыки
(фонетические,
лексические,
грамматические);
социокультурная
осведомленность; универсальные учебные действия.
Предметное содержание устной и
письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, интересам и
возрастным особенностям младших школьников. Предметное содержание речи включает
следующие темы:
Знакомство. С главными действующими героями учебников. С одноклассниками, учителем,
персонажами детских произведений: имя, фамилия, возраст. Приветствие, прощание.
Я и моя семья. Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, профессии, хобби.
Межличностные отношения в семье. Традиции и обычаи в семье. Уважительное отношение к
старшим. Распорядок дня. Любимая еда. Напитки.
Национальные блюда. Праздники. Дни рождения. Подарки. День осетинского языка.
Мои увлечения. Мои любимые занятия. Кружки. Спорт. Виды спорта. Любимые сказки, басни,
стихи, песни. Выходной день. В кафе. В зоопарке. Поведение в общественных местах.
Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения. Письмо другу. Положительные
качества человека. Что такое хорошо и что такое плохо. Уважительное отношение друг к другу.
Игры.
Моя школа. Описание школы. Начало учебного года. Праздник в школе. Классная комната,
учебные предметы, школьные принадлежности. Уроки. Учебные занятия на уроках.
Межличностные отношения между одноклассниками. Отношение к учебе. Каникулы.
Мир вокруг меня. Мой дом (квартира, комната: названия комнат, размер, предметы мебели).
Условия проживания людей в городской, сельской и горной местности. Древняя архитектура.
Времена года. Природа. Погода. Зимние игры детей. Домашние и дикие животные, птицы. Жизнь
животных и птиц в различные времена года. Жизнь животных в зверинце. Труд людей.
Наша страна и моя Родина. Общие сведения о России, столица, писатели, поэты. Осетия,
столица. Города и села. Писатели, поэты. Выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру.
Герои Великой Отечественной войны. Небольшие произведения для детей (скороговорки,
пословицы, загадки, считалочки, ребусы, кроссворды, сказки, песни, стихи).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов.
В соответствии с требования ФГОС в структуре планируемых результатов отдельными разделами
представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение
обеспечивается всей совокупностью учебных предметов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Осетинский язык (как второй)» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты при реализации основных
направлений воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение
осетинского языка, отражающего историю и культуру страны;
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину
и родной край – Осетию, осознание своей этнической и национальной принадлежности,
формирование ценностей многонационального российского общества;
формирование
уважительного отношения к истории и культуре других народов;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием
адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в
искусстве слова; осознание важности осетинского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в
процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения на осетинском языке;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из
художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании, в том числе познавательный интерес к изучению осетинского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметными результатами изучения осетинского языка в начальной школе являются:
• развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах
речевых потребностей и возможностей младшего школьника;

• развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые
и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
• расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
• развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование
мотивации к изучению осетинского языка;
• овладение умением координированной работы с разными компонентами учебнометодического комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными
материалами и т. д.).
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей;
• освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, самооценки);
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами обучения на доступном для младшего школьника уровне;
- умение работать в группе и определять общую цель и пути ее достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными результатами изучения осетинского языка как второго в начальной школе
является развитие коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности,
формирование языковых навыков, развитие социокультурной осведомленности.
Виды речевой деятельности
Говорение: вести и поддерживать элементарный диалог: этикетный, диалог-расспрос
(односторонний и двусторонний), диалог-обмен мнениями, суждениями), диалог-побуждение к
действию (объем диалогического высказывания – 3-4 реплики с каждой стороны); • кратко
описывать и характеризовать предмет, картинку, персонаж; • рассказывать о себе, своей семье,
друге, школе, родном крае, стране и т.п. в пределах тематики начальной школы (объем
монологического высказывания – 6-7 фраз).
Аудирование: понимать на слух: речь учителя по ведению урока, связные высказывания учителя,
построенные на знакомом материале или содержащие некоторые незнакомые слова; выказывания
одноклассников; небольшие тексты и сообщения, построенные на изученном речевом материале
как при непосредствен ном общении, так и при восприятии аудиозаписи; содержание текста на
уровне значения (уметь отвечать на вопросы по содержанию текста); • понимать основную
информацию услышанного текста; • извлекать конкретную информацию из услышанного текста; •
понимать детали текста;• вербально или невербально реагировать на услышанное.
Чтение: владеть техникой чтения, т.е. научиться читать: • соотносить графический образ
осетинского слова с его звуковым образом; • с помощью (изученных) правил чтения и с
правильным словесным ударением;• написанные цифрами слова, обозначающие время,
количественные и порядковые числительные и даты;• с правильным логическим и фразовым
ударением простые нераспространенные предложения; основные коммуникативные типы
предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные);• с
определенной скоростью, обеспечивающей понимание читаемого.
владеть умением читать, т.е. научиться: • читать небольшие различных типов тексты с разными
стратегиями, обеспечивающими понимание основной идеи текста, полное понимание текста и
понимание необходимой (запрашиваемой) информации;• читать и понимать содержание текста на
уровне значения, т.е. суметь на основе понимания взаимоотношений между членами простых
предложений ответить на вопросы по содержанию текста;
Письмо: правильно списывать; выполнять лексико-грамматические упражнения; делать подписи
к рисункам.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем Количество часов
программы
всего контрольные
работы

практические
работы

Дата
Виды деятельности
изучения

Виды,
формы
контроля
()

Электронные (цифровые) об

Раздел 1. Добукварный период (6 часов)
1.1.

1. Мæ рæйгуырæн бæстæ.
(Знакомство).

1

1

02.09

Понимать
приветствие учителя
«Уæ бон хорз!» и
прощание «Хæрзбон!».
Воспринимать на
слух текст песенки
«Мæ райгуырæн
бæстæ».
Произносить слова
Ирыстон, Уæрæсе,
Дзæуджыхъæу,
Мæскуы.
Вопроизводить
предложение: «Мæ
райгуырæн бæстæ у
Уæрæсе
(Ирыстон)»

Устный опрос iratta.com
https://ironau.ru/skola.html

1.2.

Ахуыр кæнæм салам дæттын.
(Приветствие Прощание.)

1

1

6.09

Понимать 1) формы Устный опрос iratta.com https://ironau.ru/skola
приветствия,

обращенные
к
одному
че
ловеку и ко многим
людям; 2) формы
прощания:
«Хæрзбон!»,
«Фæндараст!»
1.3.

Базонгæ уæм!
( Знакомство)

1

1

13.09

Вести
диалог Практическая
работа
«Знакомство»
(называть своё имя,
спрашивать,
как
зовут собеседника;
отвечать
на
подобные вопросы)

1.4.

Фыццаг хатт скъоламæ!
1
(Называние
предмета,
лица.
Понятие
«предложение».Образование
множественного
числа
имен
существительных.

1

15.09

Называть предметы Устный опрос https://ironau.ru/skola.html
и лицо, используя
речевые
образцы:
а) – Мæнæ ай цы у? –
Мæнæ ай у … б) –
Адон цы сты? –
Дидинджытæ.
Считать до десяти.

1.5.

Мах ахуыр кæнæм.
1
(Называние действия. Деление
предложения на слова. Понятие
«слово» Глагол-связка уæвын (у – 3
лицо единственного числа; сты – 3
лицо множественного числа).

1

20.09

Воспринимать
на Устный опрос iratta.com
слух диалогические
https://ironau.ru/skola.html
единства,
содержащие
глагол «ми кæнын»:

https://ironau.ru/skola.html

– Цы ми кæны
ахуыргæнæг? – Цы
ми
кæнынц
ахуырдзаутæ?
Составлять диалоги
по
образцу:
– Цавæр урок уæм
ис? – Кæсыны урок.
– Цы ми кæны
ахуыргæнæг?
–
Чиныджы
кæсы.
– Цы ми кæнынц
ахуырдзаутæ?
–
Кæсынц
1.6

Нæ бинонтæ.
(Я и моя семья. Члены семьи.
Понятие «ударение в слове».)

Итого по разделу:

1

1

22.09

Воспринимать
на Практическая
слух небольшой по работа
объему
текст
монологического
характера.
Рассказывать
о
своей семье

iratta.com
https://ironau.ru/skola.html

6

Раздел 2. Букварный период (49 час)
2.1.

Мах цæрæм ам.
1
(Описание дома. Характеристика
предмета. Понятия «гласные и
согласные звуки». Буква А, а.)

1

27.09

Спрашивать
о Устный опрос iratta.com
качестве предметов и
https://ironau.ru/skola.html
характеризовать

предметы,
употребляя
прилагательные:
гыццыл,
стыр,
рæсугъд, фыдынд.
2.2.

Нæ уазæгуаты цы ис?
1
(Описание гостиной. Первичное
знакомство с местным внешним
падежом
(æддагбынатон хауæн): Царыл
ауыгъд ис…Пъолыл ис…Буква Æ,
æ.)

1

30.09

Устный опрос iratta.com
Описывать
гостиную,
https://ironau.ru/skola.html
употребляя
новую
лексику по теме

2.3.

Нæ хуыссæнуаты цы ис?
1
(Описание спальни. Первичное
знакомство
с
родительным
падежом (гуырынон хауæн): Уæ
хуыссæнуаты. Нæ
уазæгуаты. Буква О, о.)

1

4.10

Устный опрос iratta.com
Описывать
спальную комнату,
https://ironau.ru/skola.html
употребляя
новую
лексику по теме

2.4.

Цы ми кæнæм нæ цæлгæнæны? 1
(Называние
действий.
Формирование
представленияо многократности
действия (глаголы с приставкой
фæ-).
Буква И и.)

1

7.10

Называть кухонные Устный опрос iratta.com
принадлежности
https://ironau.ru/skola.html

2.5

Райсомæй æмæ изæрæй мæхи 1
æхсын
(Описание
ванной
комнаты.Повторение
лексики
уроков
8–11.
Воспринимать на слух текст
песенки «Найынмæ цæуын».

1

11.10

Воспринимать
на Устный опрос
слух текст песенки
«Найынмæ
цæуын».
Учить
детей

iratta.com
https://ironau.ru/skola.html

https://sogpi.org/ru/%D0%9A%
%D0%AE%D0%9D%D0%95%

Учить детей диалогической речи по
теме «Райсомæй æмæ изæрæй
ваннæйы цы фæкусыс?»18 Глаголы
с приставкой фæ-,
обозначающие
многократность
действия:
фæнайын,
фехсын,
фæкусыс,
фехсыс.
Буква ы.)
2.6

2.7

Сабиты уат.
(Описание детской комнаты.
Согласная и гласная буквы Уу.)

диалогической речи
по теме «Райсомæй
æмæ
изæрæй
ваннæйы
цы
фæкусыс?»

2

Гагадыргътæ. (Дары леса. Ягоды.
2
Название цветов предметов.
Первичное
знакомство
с
направительным
падежом (арæзтон хауæн): Æз
цæуын
дуармæ. Æз цæуын фæйнæгмæ. Æз
цæуын рудзынгмæ. Æз цæуын
хъæдмæ.
Буква Е е.)

2

2

13.1014.10

18.1019.10

Понимать на слух Практическая
небольшой
по работа
объему
текст
диалогического
характера,
построенный
на
знакомом материале.
Расспрашивать друг
друга о детской
комнате и описывать
свою
комнату

iratta.com
https://ironau.ru/skola.html

Воспринимать
на Устный опрос iratta.com
слух текст песенки
https://ironau.ru/skola.html
«Хъæлæрдзы».
Познакомиться
с
лексическими
единицами по теме
«Ягоды»

2.8

Фæззæг. (Осень. Глагол уæвын в 3 1
лице единственного числа.Буква Н
н.)

1

Кæрты. (Во дворе. Первичное
2
знакомство с повелительным
наклонением.
Лексические
омонимы: сис – перо, сис – забор.
Буква С с.)

2

2.10 Хæдзарон мæргътæ.
(Домашние 2
птицы.
Вопросительные местоимения чи,
цы.
Буква К к.)

1

2.9

08.11

09.1110.11

15.11

Воспринимать
слух аудиотекст
осени.
Рассказывать
осени с опорой
зрительную
наглядность
аудиотекст

на Устный опрос iratta.com
об
https://ironau.ru/skola.html
об
на
и

Учиться понимать на Практическая
слух небольшой по работа
объему
текст
диалогического
характера,
построенный
на
знакомом материале.
Тренироваться
в
выражении просьбы,
обращенной
к
одному лицу

iratta.com
https://ironau.ru/skola.html

Воспринимать
на Устный опрос iratta.com
слух текст песенки
https://ironau.ru/skola.html
«Хæдзарон
мæргътæ».
Называть
домашних птиц и
беседовать о них.
Тренироваться
в
употреблении

вопросительных
местоимений чи, цы
2.11 Хæдзарон фос æмæ хæдзарон
2
цæрæгойтæ.
(Домашний скот и животные.
Положительный и отрицательный
ответ на общий вопрос.
Буква Къ, къ.)

2

17.1118.11

Воспринимать
на Устный опрос iratta.com
слух текст песенки
https://ironau.ru/skola.html
«Хъуг».
Называть домашних
животных
и
их
детенышей

2.12 Нанайы цæхæрадоны.
2
(У
бабушки
в
городе.
Характеристика предмета. Буква Т
т.)

2

22.1123.11

Воспринимать
на Устный опрос iratta.com
слух текст песенки
https://ironau.ru/skola.html
«Нанайы
цæхæрадон».
Называть овощи и
характеризовать их,
употребляя
в
речевом
образце.

2.13 Дадайы дыргъдоны. (Фрукты.
Буква Тъ тъ.)

2

2

29.1130.11

Воспринимать
на Устный опрос iratta.com
слух текст песенки
https://ironau.ru/skola.html
«Дыргъдоны».
Называть фрукты

2.14 Бæркад цæуы нæ быдырæй.
1
(Первычное
ознакомление
с
местным
внешним
падежом.
Лексические омонимы: ласын –

1

01.12

Воспринимать
на Практическая
слух текст песенки работа
«Бæркад цæуы нæ
быдырæй».

iratta.com
https://ironau.ru/skola.html

везти, ласын – снимать. Буква Л л.)

Отвечать на вопросы
учителя (кратко и
полными
предложениями)

2.15 Рæсугъд дидинджытæ.
1
(Названия цветов. Описание цветка.
Буква Р р.)

1

02.12

Понимать на слух Устный опрос iratta.com
несложный
текст,
https://ironau.ru/skola.html
построенный
на
знакомом
материале.
Составлять монологописание с опорой
на образец

2.16 Хъæды бæлæстæ.
(Названия деревьев. Буква В в.)

1

1

06.12

Воспринимать
на Устный опрос iratta.com
слух текст песенки
https://ironau.ru/skola.html
«Хъæды
ис
бæлæстæ».
Называть
деревья
по-осетински.
Употреблять в речи
известные
имена
существительные во
множественном
числе

2.17 Мæргътæ.
(Названия птиц. Буква П п.)

2

2

13.1214.12

Воспринимать
на Устный опрос iratta.com
слух текст песенки
https://ironau.ru/skola.html
«Хъæдхой».
Называть птиц по-

осетински.
Составлять рассказ
по
картинке
(коллективная
работа)
2.18 Арсы гуырæн бон.
1
(Названия
диких
животных.
Первичное
знакомство с дательным падежом
имен
существительных(дæттынон
хауæн).
Буква Пъ, пъ.)

1

20.12

Воспринимать
на Практическая
слух текст песенки работа
«Арсы
гуырæн
бон».
Поздравлять кого-то
с днем рождения.
Рассказывать о дне
рождения.

2.19 Сырдты скъола. (Форма глагола
1
в третьем лице единственного
числа настоящего времени. Буква
М м.)

1

21.12

Воспринимать
на Устный опрос https://sogpi.org/ru/%D0%9A%
%D0%AE%D0%9D%D0%95%
слух текст песенки
«Сырдты скъола».
Воспринимать
на
слух
текст
с
пониманием
основного
содержания
(«Домбай
–
ахуыргæнæг»).

2.20 Зымæг.
(Зима. Погода зимой. Буква Б б.)

1

11.01

Воспринимать
на Устный опрос https://sogpi.org/ru/%D0%9A%
%D0%AE%D0%9D%D0%95%
слух аудиотекст о
зиме.
Рассказывать
о

1

https://sogpi.org/ru/%D0%9A%
%D0%AE%D0%9D%D0%95%

погоде
зимой
опорой
содержание
аудиотекста
и
рисунков
учебнике.

с
на

в

2.21 Ног аз. (Новый год. Глаголы в 2
первом лице множественного числа
и третьем
лице единственного числа. Буква З
з.)

2

18.0119.01

Воспринимать
на Практическая
слух текст песенки работа
«Заз
бæлас».
Рассказывать о зиме.
Поздравлять
с
Новым годом;

2.22 Æз уарзын дзоныгъыл бырын!
1
(Зимние
забавы.
Первичное
знакомство с местным внешним
падежом. Буква Д д.)

1

25.01

Беседовать о зимних Устный опрос https://sogpi.org/ru/%D0%9A%
%D0%AE%D0%9D%D0%95%
забавах.
Запрашивать
информацию,
употребляя
выражения:
«Ды
зоныс
…?», «Ды уарзыс …
?»
Отвечать на вопросы
утвердительно
и
отрицательно

2.23 Мæ фидæны дæсныйад.
1
(Профессии. Первичное знакомство
с будущим временем глагола

1

26.01

Познакомиться
с Практическая
работа
названиями
профессий и занятий

https://sogpi.org/ru/%D0%9A%
%D0%AE%D0%9D%D0%95%

https://sogpi.org/ru/%D0%9A%
%D0%AE%D0%9D%D0%95%

уæвын. Буква Дз дз.)

людей.
Работать в парах,
расспрашивать друг
друга о профессиях
(ролевая игра «Мæ
дæсныйад».
Запрашивать
информацию,
используя
выражение
«Цы
кусы … ?» и
отвечать на такие
вопросы

2.24 Мæ боны фæтк.
2
(Режим
дня.
Знакомство
с
прошедшим
временем глаголов (глаголы по
теме). Буква Г г.)

2

01.0202.02

Беседовать о режиме Устный опрос https://disk.yandex.ru/d/T2OCk
дня

2.25 Буары хæйттæ.
(Части тела. Буква Гъ гъ.)

2

2

08.0209.02

Называть части тела. Устный опрос https://sogpi.org/ru/%D0%9A%
%D0%AE%D0%9D%D0%95%
Разучить
и
рассказать стишок с
названиями частей
тела,
сопровождая
пение движениями.

2.26 Дзаумæтты дуканийы.
2
(Предметы
одежды.
Вопросительные
местоимения.
Буквы Ч ч Чъ, чъ.)

2

15.0216.02

Воспринимать
на Практическая
слух
аудиотекст работа
диалогического
характера
и
на

https://disk.yandex.ru/d/T2OCk

его
основе
разыгрывать диалог
в
ролевой
игре.
Тренироваться
употреблять в речи
вопросительные
местоимения
цы, цас, цыхуызæн,
цавæр.
Читать
текст
самостоятельно
и
понимать
его
содержание.
Описывать рисунок
к теме
2.27 Хойрæгты дуканийы.
2
(Названия
продуктов.
Повелительное
наклонение
глаголов (æри-ма мын, ратт-ма
мын). Буква Ж ж.)

2

01.0302.03

Называть продукты. Устный опрос https://sogpi.org/ru/%D0%9A%
%D0%AE%D0%9D%D0%95%
Выражать просьбу,
употребляя глаголы
в
повелительном
наклонении (æри-ма
мын, ратт-ма мын

2.28 Нæхи цæттæ кæнæм бæрæгбонмæ. 1
(Подготовка
к
празднику.
Первичное
знакомство
с
отложительным
падежом.
Глаголы с приставкой æрба-.
Буква Дж дж.)

1

09.03

Рассказывать
о Практическая
подготовке
к работа
празднику.
Петь
песенку
«Хæрзад чъиритæ»

https://sogpi.org/ru/%D0%9A%
%D0%AE%D0%9D%D0%95%

2.29 Мидæмæ рацæут, уазджытæ!
1
(Праздник, подарки. Понятие текст,
заголовок текста. Буква Х х.)

1

11.03

Поздравлять с днем Устный опрос https://sogpi.org/ru/%D0%9A%
%D0%AE%D0%9D%D0%95%
рождения, выражать
бдагодарность.
Разыгрывать
этикетный
диалог
«Мидæмæ рацæут,
уазджытæ!»
Воспринимать
на
слух
текст
диалогического
характера.

2.30 Фынджы уæлхъус. (За столом.
2
Повелительное
наклонение
глаголов (множественное число).
Буква Хъ хъ.)

2

15.0316.03

Устный опрос https://sogpi.org/ru/%D0%9A%
Прогнозировать
%D0%AE%D0%9D%D0%95%
содержание текста
по
заголовку.
Выражать просьбу,
относящуюся
к
нескольким
лицам
(ахизут,
сбадут,
ахæрут).
Разыгрывать сценку
«За столом»

2.31 Уалдзæг.
1
(Весна. Мелодия различных типов
вопросительных предложений.
Глаголы
в
третьем
лице
множественного
числа (настоящее время). Буквы Ц
ц Цъ цъ.)

1

22.03

Рассказывать
о Практическая
работа
весне.
Поздравлять
с
праздником 8 Марта.
Отрабатывать
мелодию различных
типов

https://disk.yandex.ru/d/T2OCk

вопросительных
предложений
2.32 Дард балцы.
1
(Транспорт. Правила поведения в
общественном
транспорте.
Отрицание ма. Буквы Ф ф Й й.)

1

23.03

Называть
виды Устный опрос https://sogpi.org/ru/%D0%9A%
%D0%AE%D0%9D%D0%95%
транспорта.
Тренироваться
в
употреблении
глаголов
в
повелительном
наклонении
с
отрицанием ма

2.33 Мæ уæгъд рæстæг.
1
(Свободное
время.
Притяжательные местоимения мæ,
нæ. Буквы Ё ё, Э э, Ю ю, Я я.)

1

05.04

Рассказывать
о Практическая
занятиях в свободное работа
время.
Тренироваться
в
употреблении
притяжательных
местоимений
мæ,
нæ.
Воспринимать
на
слух небольшие по
объему тексты.

1

06.04

Рассказывать о своих Устный опрос https://disk.yandex.ru/d/T2OCk
увлечениях.
Читать тексты и
выполнять текстовые
задания
к
нему.
Разыгрывать

2.34 Чи цы ми фæкæны фæсурокты? 2
(Кто что делает после уроков.
Местоимения ды,
дæ. Буквы Ш ш, Щ щ, ь)

1

https://sogpi.org/ru/%D0%9A%
%D0%AE%D0%9D%D0%95%

минидиалоги,
употребляя
оценочную реплику
«Цы
хорз у!»
Итого по разделу:

49

Раздел 3. Послебукварный период 13 часов)
3.1.

Уæздан дзырдтæ. (Вежливые слова.
Повелительное наклонение.)

2

1

12.0413.04

Познакомиться
с Практическая
новыми
словами, работа
использовать их при
чтении
и
в
речи.
Познакомиться
с
элементами речевого
этикета:
вежливой
просьбой,
выражением
благодарности
и
ответной репликой
на
него. Воспринимать
на слух короткие
диалоги по теме
«Уæздан
дзырдтæ»

3.2.

Телефонæй дзурæм. (Говорим по
1
телефону.
Интонация
вопросительных

1

19.0420.04

Познакомиться
с Устный опрос https://disk.yandex.ru/d/T2OCk
новыми
словами,

https://sogpi.org/ru/%D0%9A%
%D0%AE%D0%9D%D0%95%

и повелительных предложений.)

использовать их при
чтении
и
в
речи.
Прослушивать
диалоги, повторяя за
диктором
каждую
реплику.
Инсценировать
диалоги по телефону
(парная работа)

3.3.

Цы у хорз æмæ цы у æвзæр?
1
(Что хорошо, а что плохо?
Первичное
знакомство с уподобительным
падежом.)

1

26.04

Познакомиться
с Практическая
новыми
словами, работа
использовать их при
чтении
и
в
речи.
Читать
стихотворения
и
выполнять тестовые
задания
по
их
содержанию

3.4

Ахуыр кæнæм æмдзæвгæтæ æмæ
2
зарджытæ.
(Учим стихи и песни. Имена
существительные
в
уподобительном
падеже.)

1

27.04

Познакомиться
с Устный опрос https://sogpi.org/ru/%D0%9A%
%D0%AE%D0%9D%D0%95%
новыми
словами,
использовать их при
чтении
и
в
речи.
Воспринимать
на
слух текст песенки
«Зæрватыкк».

https://sogpi.org/ru/%D0%9A%
%D0%AE%D0%9D%D0%95%

Петь
песенку
«Зæрватыкк».
Воспринимать
на
слух
текст
стихотворения
«Карк»
3.5

Мæ Ирыстон. (Моя Осетия.
Словосочетания: прилагательное с
существительным.)

1

1

05.05

Познакомиться
с Практическая
новыми
словами, работа
использовать их при
чтении
и
в
речи.
Называть
города,
села и реки Осетии
на осетинском языке.
Описывать
фотографии
и
рассказывать
об
Осетии
по
фотографиям.
Употреблять в речи
словосочетания:
прилагательное
с
существи
тельным

3.6

Нæ уарзон Къоста.
(Речевой образец, указывающий на
принадлежность предмета (Кæй
чиныг у? Кæй пенал у?)

2

2

11.0512.05

Познакомиться
с Устный опрос https://disk.yandex.ru/d/T2OCk
новыми
словами,
использовать их при
чтении
и

https://sogpi.org/ru/%D0%9A%
%D0%AE%D0%9D%D0%95%

в
речи.
Рассказывать о Коста
Хетагурове.
Выразительно читать
стихотворение
«Къоста»
3.7

Сæрд.
(Лето. Летние забавы. Дательный
падеж имен существительных
(хъæдæн, быдырæн)

1

1

17.05

Познакомиться
с Практическая
новыми
словами, работа
использовать их при
чтении
и
в
речи.
Читать
текст
и
выполнять тестовые
задания
к
нему.
Описывать рисунки
в учебнике по теме
на
основе
правильных
ответов на задания
теста.

https://sogpi.org/ru/%D0%9A%
%D0%AE%D0%9D%D0%95%

3.8

Æрбахæццæ кæнынц каникултæ! 1
(Приближаются каникулы. Будущее
время глаголов. Направительный
падеж имен существительных
кæдæм? кæмæ?)

1

18.05

Познакомиться
с Практическая
новыми
словами, работа
использовать их при
чтении
и
в
речи.
Тренироваться
в
употреблении
глаголов в будущем

https://sogpi.org/ru/%D0%9A%
%D0%AE%D0%9D%D0%95%

времени
на
уровне предложения
и
диалогического
единства.
Читать текст «Тагъд
- каникултæ»
3.9

Дадайы фæдзæхст.( Прошедшее
время глаголов (фæкастæн,
фæфыстон, æвдыстон, базыдтон).

1

3.10 Цы зонæм, уый бæрæг кæнæм.

1

Итого по разделу:

13

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО 68
ПРОГРАММЕ

1

1

23.05

Познакомиться
с Устный опрос https://disk.yandex.ru/d/T2OCk
новыми
словами,
использовать их при
чтении
и
в
речи.
Тренировать
учащихся
в
употреблении в речи
глаголов
в
прошедшем
и
будущем
времени.
Выразительно читать
стихотворение
«Скъоладзау»

24.05

Совместная работа Устный опрос https://sogpi.org/ru/%D0%9A%
по
составлению
%D0%AE%D0%9D%D0%95%
устных рассказов по
серии
сюжетных
картин

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Къорнаты З., Джыбылаты И.Дзурæм æмæ кæсæм иронау: ахуыргæнæн чиныг 1-æм
къласæн (ирон æвзаг дыккаг кæмæн у, уыцы ахуыргæнинæгтæн). 3-аг рауагъдад.Дзæуджыхъæу: СЕМ, 2019 – 130 ф.
2. Къорнаты З., Джыбылаты И.Фыссæи иронау: къухфыст ахуыргæнæн чиныгмæ 1-аг
къласæн (ирон æвзаг дыккаг кæмæн у, уыцы ахуыргæнинæгтæн). 3-аг рауагъдад.Дзæуджыхъæу: СЕМ, 2019 – 37 ф.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Цгъойты Белла. Ирон-уырыссаг нывджын дзырдуат. – Дзæуджыхъæу: СЕМ, 2019 – 210
ф.
2. Къорнаты З., Саламаты Л. Дзурæм иронау: Базовый курс осетинского языка МедиаПолис, 2012.- 336 с.
3. Словари на IRISTON.COM http://slovar.iriston.com/
4. Осетинско-русский словарь https://osetinsko-russkij-slovar.slovaronline.com/
5. Сидахъаты А.А. Зæрдылдаринæгтæ райдайæн кълæсты ахуыргæнинæгтæн æххуысæн.
СОРИПКРО. Дзæуджыхъæу.- 2020.- 50 с.
6. Майрæмыхъуаты Ф.А. Грамматикон аргъæуттæ – Дзæуджыхъæу: Олимп.- 2006.- 16 с.
7. Майрæмыхъуаты Ф.А. Нывмæ гæсгæ куыст ирон æвзаджы урокты. Дзæуджыхъæу.
СОРИПКРО. - 2021.- 87 с.
8. Майрамукаева Ф.А. Игровые технологии на уроках в обучении осетинскому языку.Владикавказ: СОРИПКРО, 2021.- 87 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Бæрзæфцæг
https://vk.com/barzafcag http://vk.com/wall-33833481_2464
2. http://nslib.tmweb.ru/ Национальная научная библиотека РСО-Алания
3. www.iriston.ru Новости об Осетии, музыка, литература, форум
4. iratta.com Осетинская история, сказки, музыка, фотографии, новости, форум
5. iriston.com История и культура Осетии
6. ossetians.com Сайт об осетинах
7. historyalans.narod.ru Англоязычный сайт: аланы, скифы, фотогалерея
8. baragbonta.ru Барагбонта. НА ОСЕТИНСКОМ ЯЗЫКЕ!
9. http://aors.narod.ru/ История и культура Осетии
10. http://iratta.com
11.https://ironau.ru/skola.html
12.https://sogpi.org/ru/%D0%9A%D0%B0%D1%84%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%AE%D0%9D%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%9E
13. https://disk.yandex.ru/d/T2OCkw5Dah9TdQ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер, мультимедийное оборудование; аудио-записи песен и лексического
материала, выход в сеть Internet, позволяющие зонировать образовательное пространство
для организации индивидуальной и/или групповой работы:
@zarin_hur_
audioland.info (видеоуроки)
ironau.ru (словари)
FILE:///C:/USERS/A/DESKTOP/КУРСЫ%20ФГОС%20-%20%202021/1%20ПРЕЗЕНТАЦИЯ.%20ОБНОВЛЕННЫЕ%20ФГОС%20НОО,%20ООО%20СОДЕРЖАНИЕ,%20МЕХАНИЗМЫ%20РЕАЛ
ИЗАЦИИ.PDF
FILE:///C:/USERS/A/DESKTOP/КУРСЫ%20ФГОС%20-%20%202021/ПРЕЗЕНТАЦИЯ.%20ПРОЕКТИРОВАНИЕ%20УЧЕБНОГО%20ЗАНЯТИЯ%20НА%20ОСНОВАНИИ%20ПРИМЕРНОЙ%20РАБОЧЕ

Й%20ПРОГРАММЫ%20ПО%20ПРЕДМЕТУ.PDF
FILE:///C:/USERS/A/DESKTOP/КУРСЫ%20ФГОС%20-%20%202021/ПРЕЗЕНТАЦИЯ.%20СОВРЕМЕННОЕ%20УЧЕБНОЕ%20ЗАНЯТИЕ%20В%20УСЛОВИЯХ%20ВВЕДЕНИЯ%20ОБНОВЛЕННЫХ%
20ФГОС%20НОО,%20ФГОС%20ООО%20(1).PDF

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ
РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Ноутбук 1
проектор 1
колонки 2
доска белая 1
принтер 1
Интерактивная доска 1 (общая- школьная)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».